На правах рекламы:

• Мужские солнцезащитные очки для всех возрастов.

Стрелка спидометра не двигается | Читаем тут: https://rooffing.ru | Сочетаем цвета правильно

Каракулевые шубы — Новости мира меха и моды Информационно-аналитический портал отрасли (mehgrad.ru)

Даты жизни

1896, 27 августа — в Таганроге в состоятельной семье купца второй гильдии Гирша Хаимовича Фельдмана и Милки Рафаиловны Заговайловой (в некоторых источниках — Валовой) родилась дочь Фаина.

1913 — Фаина впервые приезжает в Москву. После неудачных попыток поступления в театральную и школу или театр возвращается в Таганрог.

1915, весна, начало лета — экстерном сдает экзамены за курс гимназии в Таганроге, после чего окончательно уезжает в Москву.

1915, лето, осень — неудачные попытки в Москве поступить в театральные училища или актрисой в театры. Учеба в частной театральной школе, оставлена из-за безденежья. Она снимает комнату и подрабатывает в цирковой массовке.

1915, конец года — знакомство с балериной Е. Гельцер, поддержка и помощь с ее стороны. Знакомство с с М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштамом, В.В. Маяковским, В.И. Качаловым.

1916, лето — по рекомендации Гельцер поступила на службу в Летнем театре в поселке Малаховка под Москвой. Актриса «на выходах». Знакомство с известными артистами: Садовская, Певцов, и другими.

1916, начало осени — отыграв сезон в Малаховском театре, Раневская подписывает договор с антрепризой Ладовской на роли «героинь-кокет» и уезжает в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу.

1916, осень — переезд в Феодосию и участие в антрепризе Новожилова, который через месяц сбегает вместе с деньгами. Начинаются скитания Раневской по городам Крыма. Иногда подрабатывает в местных театрах, но чаще живет на средства от продажи своих вещей.

1916, декабрь. В Феодосии знакомится с поэтом М. Волошиным, участвует в его вечере памяти поэта Верхарна, читает стихи этого поэта на французском языке (5 декабря по ст. ст.), участвует в вечере ЛХО (литературно-художественного общества) «Киммерика» (18 декабря по ст. ст.).

1917 — переезд в Кисловодск.

1917, конец года — семья Фельдманов уплыла на собственном пароходе в Турцию. Раневская уезжает в Ростов-на-Дону.

1918, январь-февраль. Знакомство с актрисой Павлой Вульф, в лице которой обрела надежного друга на всю жизнь.

1918, весна — отъезд с П. Вульф и ее семьей в Евпаторию для участия в «Театре актера», заключившем договор аренды евпаторийского театра на 1918—1919 гг.

1918, май. Посещение Коктебеля и Дома поэта М. Волошина.

1918, лето-осень — участие в спектаклях «Театра актера».

1918, сентябрь — дебют в роли Маргариты Каваллини в премьере спектакля «Роман», поставленного на евпаторийской сцене «Театром актера». Работала в этом театре до конца лета 1919 года.

1919, сентябрь — переезд в Симферополь со всей труппой. Принята в труппу «Театра актера», главным режиссером которого был П.А. Рудин.

1920—1923 — Раневская играет в Крымском театре, где ее впервые называют настоящей актрисой. Одной из лучших работ актрисы была роль Шарлотты в «Вишневом саде». Раневская также исполняла роли Ольги и Наташи (А.П. Чехов «Три сестры»), Маши (А.П. Чехов «Чайка»), Войницкой (А.П. Чехов «Дядя Ваня»), Зюзюшки (А.П. Чехов «Иванов»), Глафиры Фирсовны (А.Н. Островский «Последняя жертва»), Анфисы Тихоновны (А.Н. Островский «Волки и овцы»), Галчихи (А.Н. Островский «Без вины виноватые»), Насти (М. Горький «На дне»), Пошлепкиной (Н.В. Гоголь «Ревизор»), свахи (Н.В. Гоголь «Женитьба») и др.

1921, 21 апреля — Раневская и П.Л. Вульф в Симферополе встречают М. Волошина и становятся свидетельницами создания им стихотворения «Красная Пасха».

1922 — играет в Крымском театре роль Манефы в пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

1924 — играет в Смоленском театре роль Дуньки в спектакле «Любовь Яровая» (К.А. Тренев).

1925 — Фаина Раневская и Павла Вульф поступают в передвижной театр Московского отдела народного образования (МОНО), закрывшийся после первого сезона.

1925—1931 — играет в театрах Смоленска, Баку, Архангельска, Сталинграда. За этот период Раневская сыграла в спектаклях «Коварство и любовь» по Ф. Шиллеру (леди Мильфорд), «Дворянское гнездо» по И.С. Тургеневу (Лаврецкая), «Живой труп» по Л.Н. Толстому (Маша), «Свадьба» по А.П. Чехову (Змеюкина), «Юбилей» по А.П. Чехову (Мерчуткина), «Гамлет» по У. Шекспиру (Королева), «Ярость» по Е.Г. Яновскому (Председатель колхоза), «Чудак» по А.Н. Афиногенову (Трошина), «Любовь Яровая» по К.А. Треневу (Дунька), «Чудеса в решете» по А.Н. Толстому (Марго).

1931—1933 — играет в московском Камерном театре. Дебютирует в Москве ролью Зинки в спектакле по произведению Н.Г. Кулиша «Патетическая соната». Спустя некоторое время спектакль снимают с репертуара.

1933—1939 — входит в труппу Центрального театра Красной армии, где ей довелось сыграть мать в пьесе «Чужой ребенок» по произведению В.В. Шкваркина, сваху Глафиру Фирсовну в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва», Оксану в пьесе А.Е. Корнейчука «Гибель эскадры» и главную роль в пьесе М. Горького «Васса Железнова».

1934 — успешно дебютирует в кино в фильме Михаила Ромма «Пышка» по новелле Ги де Мопассана.

1937 — режиссер М. Савченко после просмотра фильма М. Ромма «Пышка» обратился к Раневской с просьбой сняться в его кинофильме «Дума про казака Голоту» (роль Попадьи). К этому времени актриса осталась без работы в театре и кино захватило ее. В этом же году Раневской присуждено звание заслуженной артистки СССР.

1938 — режиссер Анненский снимает фильм по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре», в котором Раневская играет роль жены инспектора гимназии.

1939 — Раневскую приглашают в Малый театр, она соглашается, но ее не хотят отпускать из Театра Красной армии, и актриса уходит со скандалом. Однако в Малом театре оказываются категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская остается без работы. В этом году она снимается сразу в трех кинокартинах: «Человек в футляре» И. Анненского, «Ошибка инженера Кочина» А. Мачерета и «Подкидыш» Т. Лукашевич. Последний фильм принес ей всесоюзную известность.

1940 — снимается в кинофильме И. Пырьева «Любимая девушка» (роль тетки Добрякова). Тогда же М. Ромм пригласил Раневскую сниматься в фильме «Мечта» (роль хозяйки меблированных комнат Розы Скороход). Эта работа открыла трагическую грань таланта актрисы.

1941 — снимается в кинофильме А. Кустова и А. Мазур «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (роль Горпины).

1941, ноябрь — с приближением немцев к Москве Раневская эвакуируется в Ташкент, где остается до 1943 года.

1942 — снимается в кинофильме Л. Лукова «Александр Пархоменко» (роль таперши).

1943 — снимается в кинофильме С. Юткевича «Новые похождения Швейка» (роль тетушки Адели). Снимается в кинофильме В. Брауна и Н. Садкович «Три гвардейца» (роль Учительницы). После возвращения в Москву принята в Театр драмы (ныне Театр имени Вл. Маяковского). Сыграла там роли Щукиной в спектакле по рассказу А.П. Чехова «Беззащитное существо», Свояченицы в пьесе «Капитан Костров» (А.М. Файко), бабушки О. Кошевого в пьесе «Молодая гвардия» (А.А. Фадеев) и др.

1944 — съемки в фильме «Свадьба» по рассказу А.П. Чехова, где Раневская играла мать невесты.

1945 — снимается в кинофильме С. Тимошенко «Небесный тихоход» (роль профессора медицины). С большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Л. Хелман «Лисички» в Театре драмы.

1946 — Раневская в больнице, ведет переписку с В.И. Качаловым.

1946, сентябрь — встреча Раневской и Л.О. Утесова.

1946 — играет в пьесе А. Сурова «Далеко от Сталинграда» в ТЮЗе. Снимается в кинофильме И. Фрэза «Слон и веревочка» (роль бабушки).

1947 — Раневская получает звание народной артистки РСФСР и орден «Знак Почета». Выходит на экраны комедия Г. Александрова «Весна» с Л. Орловой и Н. Черкасовым в главных ролях. Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей племяннице — Орловой.

1947, лето — снимается в фильме «Золушка» по пьесе Е. Шварца в роли Мачехи.

1947, осень — снимается в кинофильме Л. Лукова «Рядовой Александр Матросов» (роль врача).

1948 — актриса разъехалась с семьей своей подруги П.Л. Вульф и поселилась отдельно.

1949 — снимается в кинофильме Г. Александрова «Встреча на Эльбе» (роль миссис Мак-Дермот). Снимается в драме А. Файнциммера и В. Легошина «У них есть Родина» по пьесе С. Михалкова (роль фрау Вурст).

1949, май — Раневская получает Сталинскую премию за исполнение роли жены Лосева в пьесе А.П. Штейна «Закон чести» на сцене Московского театра драмы.

1949—1955 — работает в Театре имени Моссовета.

1950 — получает орден Трудового Красного Знамени.

1951 — сыграла небольшую гротескную роль Маньки-спекулянтки в пьесе В.Н. Билль-Белоцерковского «Шторм» на сцене Театра имени Моссовета. Получила Сталинскую премию за исполнение роли Агриппины Солнцевой в пьесе А.А. Суворова «Рассвет над Москвой».

1953 — сыграла роль старухи Фатьмы Нурхан в спектакле по пьесе Н. Хикмета «Рассказ о Турции».

1954 — сыграла Анну Сомову в спектакле по пьесе М. Горького «Сомов и другие». На Всесоюзном радио записан спектакль «По ревизии» (автор М.Л. Кропивницкий), в котором принимала участие Ф. Раневская.

1955 — покинула Театр имени Моссовета и перешла в Театр имени А.С. Пушкина — бывший Камерный, где работала до 1963 года.

1956 — исполнила роль Антониды Васильевны в пьесе по роману Ф.М. Достоевского «Игрок».

1956 — едет в Румынию повидаться с матерью и братом, с которыми рассталась сорок лет назад.

1958 — в Московском театре имени А.С. Пушкина исполнила роль бабушки в пьесе А. Касоны «Деревья умирают стоя». Снялась в роли Свиристинской в фильме Файнциммера «Девушка с гитарой».

1960 — сыграла главную роль в фильме «Осторожно, бабушка!» (режиссер Н. Кошеверова). Снялась в фильме «Драма» (режиссер Г. Ливанов) по рассказу А.П. Чехова в роли Мурашкиной. Из Турции вернулась на родину родная сестра Раневской Изабелла Георгиевна Аллен.

1961 — получила звание народной артистки СССР.

1964 — сыграла роль Марии Александровны в спектакле по произведению Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Снялась в фильме В. Дормана «Легкая жизнь» (роль королевы Марго).

1964—1965 — снималась в двух выпусках сатирического киноальманаха «Фитиль» (№ 25 «Карты не врут» и № 33 «Не поеду»).

1965 — снялась в фильме Л. Квинихидзе «Первый посетитель» (роль старой барыни). Возвращается в Театр имени Моссовета, где работает до конца своих дней.

1966 — Н. Кошеверова пригласила Раневскую в свою картину «Сегодня новый аттракцион» на роль директора цирка. Сыграла в Театре имени Моссовета роль миссис Сэвидж в спектакле по произведению Дж. Патрика «Странная миссис Сэвидж».

1967 — получила орден Трудового Красного Знамени.

1969 — в Театре имени Моссовета сыграла роль Люси Купер в спектакле по произведению В. Дельмара «Дальше — тишина».

1970 — озвучивает мультфильм «Карлсон вернулся» (роль фрекен Бок).

1973 — в Театре имени Моссовета сыграла роль Глафиры Фирсовны в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва».

1974 — переписка Раневской и Л. Орловой. Публикация статьи В. Ардова о Ф. Раневской «Трагическое и смешное» в «Литературной России».

1976 — в связи с восьмидесятилетием награждена орденом Ленина. В прессе появляются многочисленные статьи, посвященные юбилею Раневской.

1980 — снялась в фильме Ю. Кушнерова «Комедия давно минувших дней».

1980, 30 сентября — в Театре имени Моссовета Ф. Раневская играет в пьесе А.Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье — лучше» (роль Фелицаты).

1982, 19 мая — последний раз сыграла в спектакле «Правда — хорошо, а счастье — лучше».

1983, 19 октября — навсегда оставила сцену — буднично, без проводов и речей, просто уведомив о своем решении директора Театра имени Моссовета.

1984, 19 июля — скончалась после перенесенных инфаркта и пневмонии. Похоронена в некрополе Донского монастыря рядом с сестрой Изабеллой.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.