«Фаина, птица, парящая в клетке» (2014)

Оригинальное название: «Фаина, птица, парящая в клетке»
Жанр: драма, биография
Режиссер: Станислав Евстигнеев
Авторы: Стелла Самохотова, Софья Лежнева
Художник: Роман Ватонкин
В ролях: Светлана Коркошко, Евдокия Германова, Марина Куделинская, Игорь Письменный, Мария Кресина
Длительность: 2 часа
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Театральная компания «Фит»
Премьера: 7 ноября 2014 года

Пьесу «Фаина, птица, парящая в клетке» в соавторстве написали Стелла Самохотова и заслуженный работник культуры РФ, драматург Софья Лежнева. Стелла Самохотова, поклонница Фаины Георгиевны, выступила и продюсером постановки. Роль великой Раневской сыграла народная артистка России Светлана Коркошко, знакомая театральной публике по работам в доронинском МХАТе и «Современнике». Помимо главной героини в спектакле еще четыре персонажа. Любовь Орлову играет заслуженная артистка РФ Евдокия Германова, домработницу Марусю — Мария Кресина, Владислава — Игорь Письменный и Марина Куделинская в роли Павлы Вульф — невидимой музы, с которой Фаина ведет диалоги, оставаясь наедине с собой.

Судьбы выдающихся людей во все времена вызывают живой интерес. Уже тридцать лет как нет с нами великой женщины и актрисы Фаины Георгиевны Раневской. Она ушла, но навсегда остался волнующий наши души ее талант и уникальный юмор. Шутки и поговорки Раневской широко известны. Она была из тех редких, неподражаемых натур, которых абсолютно не интересовало материальное благополучие. Всю свою жизнь без остатка Фаина Георгиевна отдала служению искусству. Она не принимала и едко высмеивала все бездарное и безвкусное в театре и в жизни. Но, пожалуй, главным качеством этой великой женщины было умение по-настоящему и самоотверженно дружить. Дружба Раневской и любимицы всей страны Любови Орловой продолжалась 40 долгих лет. Создатели спектакля своей постановкой открывают зрителям новую, неизвестную Раневскую. Они сумели найти ту грань, на которой балансируют комичное и грустное. Режиссура, актерское исполнение, художественное и музыкальное решение спектакля выполнены на высоком эстетическом уровне в лучших традициях русского театра.

Сюжет

Героиня спектакля — одинокая пожилая Фаина Раневская ругается с домработницей Марусей, отпускает фирменные шутки, грустит, встречается с театральным распорядителем и с подругой — по-прежнему шикарной Любовью Орловой. Еще, оставаясь наедине с собой, она произносит монологи, мысленно обращая их к своей реально существовавшей музе — Павле Вульф. В спектакле практически нет ни мата, ни папирос, ни темы личной жизни Раневской, зато упоминаются имена Ахматовой, Пушкина и Пастернака.

Пожилая одинокая женщина, у которой никогда не было собственной семьи, по-настоящему любила всего лишь нескольких людей, большую часть которых пережила. Среди них — ближайшая подруга Павла Вульф, умершая совсем недавно. Подобно солнцу, выглядывающему из-за туч, дорогой призрак появляется всякий раз, когда Раневская отчаивается. А поводов для уныния у нее много. Интересных, крупных ролей не дают ни в театре, ни в кино, и круг общения, и без того совсем не широкий, сужается почти до предела.

О спектакле

В Москве поставили спектакль про великую Раневскую

В Москве появился спектакль с интригующим названием — «Фаина. Птица, парящая в клетке». В фокусе — легендарная актриса, королева эпизода Фаина Раневская. Это первая попытка драматургически осмыслить подобную личность. Тем более что замахнулись на нее не мастера с громкими именами, а новички на театральном поле. Показ дерзкого предприятия в Центральном Доме литераторов приурочен ко дню рождения Фаины Раневской: 27 августа ей исполнилось бы 118 лет.

О Раневской существует масса книг, но основа их содержания, как правило, фразочки из фильмов: «Муля, не нервируй меня»; высказывания, ставшие афоризмами: «Деньги съедены, а позор остался». Или «Цинизм ненавижу за его общедоступность». Или «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи» — и так далее, и тому подобное.

А вот пьес, сценариев о ее жизни, сложной и в общем-то драматичной, до сих пор не было. И вот пожалуйста вам — конкретно и в упор, как выстрел, «Фаина», да еще и «птица в клетке». Пьесу написали две дамы — Софья Лежнева и Стелла Самохотова.

Собственно, последняя и закрутила всю эту историю. Обращает на себя внимание: к литературному и театральному миру Самохотова до сих пор не имела отношения. Просто, много лет занимаясь небольшим бизнесом, всегда оставалась поклонницей искусства вообще и искусства Фаины Раневской в частности. Вызывает уважение: первый в своей жизни спектакль делает на свои.

— Мне всегда была интересна эта личность, — рассказывает Стелла Самохотова. — Я начала заниматься проектом еще в 2012 году (стала изучать материал, затем привлекла замечательного драматурга и остроумнейшую женщину Софью Лежневу). Потом — поиски артистов, репетиции — на все про все ушло месяцев восемь.

Сочинение на тему Раневской — не просто жизнь и судьба, а реальный факт ее биографии: роль, о которой мечтала, которую потеряла и снова обрела. Речь идет о спектакле «Эта странная миссис Сэвидж». События в пьесе уложились в два дня с дистанцией в полгода между ними. Место действия — квартира актрисы. Вокруг нее четыре персонажа — Любовь Орлова, режиссер Павел Вульф, домработница, администратор, не считая ее знаменитую собачку Мальчика, которого актриса кличет Мячиком.

— Стелла, как вы собирали материал о Фаине Георгиевне? Встречались ли с теми, кто с ней дружил, работал, — ведь еще многие живы и помнят?

— Нет, я ни с кем не встречалась. Договаривалась с Глебом Скороходовым, но он, увы, умер. Знаете, по мере изучения материала (а это были в основном книги, телепрограммы с воспоминаниями известных людей) я поняла, что у каждого Раневская своя. Каждый говорит о ней и рассказывает по-своему, даже иногда как будто перетягивая одеяло на себя. До такого доходило, что одну и ту же историю, свидетелями которой были разные люди, каждый приписывали себе.

— Ну а вас не смущает (хотела сказать, пугает), что эти люди могут возмутиться? И не без оснований: они-то в отличие от вас к ней в дом ходили или в гримерке сидели.

— Меня ничего не пугает. Я имею такое же право видеть этого человека по-своему, как и они. Тем более что люди, которые со мной восемь месяцев были рядом в проекте, за это время могли бы сказать мне страшную правду — как я не права. Нет, они стали моими единомышленниками.

Что же за команда взялась за «Раневскую»? Режиссер Станислав Евстигнеев — имя пока известное в узких кругах, впрочем, как и художника Романа Ватонкина. Зато артисты... И тут, конечно, встает главный вопрос: а кто же Сама? Кто играет Фаину Раневскую?

Поиски актрисы на роль великой Фаины оказались непростыми, как и сам театральный мир, с которым столкнулась Стелла Самохотова. Татьяна Васильева, Анна Ардова, Татьяна Кравченко — расклад мощный, но по каким-то объективным причинам они не смогли принять предложение.

— У меня был большой список из возрастных актрис, в нем стояло также имя Светланы Коркошко (служила в МХТ им. Горького, теперь — в «Современнике». — М.Р.). Но мне посоветовали к ней даже не обращаться: говорили, что, во-первых, не играет в антрепризах, а во-вторых, пошлет. Короче, я позвонила Коркошко и, когда услышала ее голос, подумала: «Может, я с самой Раневской говорю?..» Такой чудный был голос. Хотя поначалу мое предложение ее явно смутило, и актриса заявила, что она не Раневская. Потом прочитала пьесу, перезвонила мне, и по ее голосу я поняла, что она все для себя решила. И вот тогда мы начали репетировать.

Раневская сидит в своей комнате, точно школьница, зубрит роль — о ней мечтала, сама же пьесу и нашла. Входит администратор театра (Игорь Письменный) и сообщает, что на гастроли, правда, с другим спектаклем, вместо нее едет другая актриса. Лает собака Мячик — так начинается «Фаина».

— Серьезным гримом добивались внешнего сходства актрисы с Раневской?

— Очень мало — седой парик и немного грима в области носа. Светлана Владимировна в этой роли сделала что-то невозможное. У нас были прогоны для своих, и мне потом многие говорили, что она — Раневская.

— Кстати, а собачка, знаменитый Мальчик, у вас тоже будет на сцене? И почему вы его переименовали в Мячика?

— Собака будет только обозначена за кадром. А Мячик он потому, что на тот момент у Раневской еще не было собаки.

Ну что ж, надо быть отважным неофитом, чтобы замахнуться на такую личность, на которую у матерых профессионалов рука до сих пор не поднялась. Тем не менее график проката уже простроен до конца года, и только время покажет, что публика сделает с «наглецами» — казнит или помилует.

Марина Райкина, «Московский комсомолец» № 26608 от 27 августа 2014.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.