На правах рекламы:

• Реставрация зубов узнать больше.

«Золушка» (1947)

Оригинальное название: «Золушка»
Жанр: музыкальный, сказка
Формат: черно-белый, полнометражный
Режиссеры: Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро
Автор сценария: Евгений Шварц
Актеры: Янина Жеймо, Алексей Консовский, Эраст Гарин, Фаина Раневская, Елена Юнгер, Тамара Сезеневская, Василий Меркурьев, Варвара Мясникова, Александр Румнев, Игорь Клименков, Сергей Филиппов, К. Адашевский, Николай Мичурин, Михаил Ростовцев, А. Королькевич, Татьяна Пилецкая, Владимир Карпенко, Василий Сергеев
Композитор: Антонио Спадавеккиа
Тексты песен: Евгений Шварц
Главный оператор: Евгений Шапиро
Операторы: Алексей Сысоев, Музакир Шуруков
Декорации и костюмы по эскизам: Николай Акимов
Главный художник: Исаак Махлис
Художники: Евгения Словцова, Н. Спичкин
Звукооператор: Александр Островский
Режиссеры: И.М. Гиндин, Антонина Кудрявцева
Помощник режиссера: Д.М. Вайнштейн
Балетмейстер: Александр Румнев
Главный оператор: Борис Горбачев
Операторы: Виталий Чулков, Георгий Шуркин
Художники: Михаил Кроткин, А. Алексеев
Художники по костюмам: Тамара Левицкая, Е. Шибинская
Художник-гример: Василий Ульянов
Монтаж: Валентина Миронова
Директора картины: Иосиф Поляков, Владимир Беспрозванный
Длительность: 1 час 24 минуты
Язык: русский
Страна: СССР
Производство: киностудия «Ленфильм»
Год: 1947
Премьера: 16 мая 1947 года

«Золушка» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Сценарий к фильму написал драматург Евгений Шварц по мотивам одноименной сказки Шарля Перро.

Сюжет

Основа сюжета — старинный сказочный мотив о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и ленивых сестрах. В сказочном королевстве живут мачеха, ее злые дочери — Анна и Марианна, безвольный муж-лесничий и его дочка от первого брака — Золушка. Мачеха эксплуатирует бедную девушку, как домработницу. С помощью своей крестной-феи Золушка попадает на королевский бал, где в нее влюбляется прекрасный и очень добрый принц. В полночь волшебство оканчивается, и бедной Золушке приходится вернуться к прежней жизни. Но по хрустальной туфельке, которую Золушка потеряла, убегая из дворца под бой дворцовых курантов, принц отыскивает невесту.

Интересные факты

Идея экранизировать старинную французскую сказку принадлежала кинорежиссеру Надежде Николаевне Кошеверовой.

* * *

Фильм был утвержден к производству на заседании худсовета «Ленфильма» 29 мая 1945 года. Окончательная сдача фильма состоялась 24 апреля 1947 года.

* * *

Создатели фильма пытались добиться разрешения снимать фильм на цветной пленке. Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы ленинградского художника Николая Акимова. Вопрос упирался в материальные ресурсы, которых в разрушенной стране катастрофически не хватало. «Золушка» была снята на черно-белой пленке.

* * *

Костюмы в «Золушке» использовались трофейные, привезенные в 1945-м из Берлинского театра. Многие работники студии приносили из дома все мало-мальски «дворцовое» и «придворное» для съемок бальных сцен, часть позаимствовали в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья им пошили из занавесок и тюля. Платье для Золушки сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого (!!!) размера не смогли. На «Ленфильме» сохранилась одна из «хрустальных» туфелек Золушки. Башмачки 31 размера были сделаны из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо. Ни ходить, ни танцевать в них было невозможно. Реквизиторы разрешали актрисе лишь войти в них «в кадр». Танцевала и ходила по сказочному дворцу Золушка в обычных туфельках, очень похожих на хрустальные.

* * *

По своей привычке, Раневская активно вмешивалась в процесс съемок, изобретая фразы, жесты, аксессуары, способные, по ее мнению, лучше показать ее героиню, усилить ее восприятие зрителями. В своем дневнике она писала: «В сцене, где готовилась к балу, примеряла разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой».

* * *

Летом 1946 года снимали натуру в Риге. Хотя часто шли дожди, экспедиция была успешной, съемки успешно продолжились в павильонах «Ленфильма».

* * *

На 31 декабря 1946 года Янине Жеймо (Золушка) было 37 лет, а Алексею Консовскому (принц) — 34 года. Игравшему родного отца Золушки Василию Меркурьеву — 42 года, то есть он был старше «дочери» всего на 5 лет.

* * *

Эраст Гарин в 1944 году играл жениха в фильме «Свадьба», где играла и Фаина Раневская. В «Золушке» им опять довелось сниматься вместе. На роль Короля пробовались и другие известные актеры (Ю. Толубеев, К. Адашевский), но режиссер и Шварц предпочли Гарина — он лучше смотрелся в этом комическом и в то же время трогательном образе. Многим зрителям запомнились его слова: «Ухожу! Ухожу в монастырь!» И через пару минут: «Ну, так и быть. Остаюсь на троне... Подайте мне корону!». Рассказывают, что Шварц, увидев эту игру Гарина, воскликнул: «Уверен, другого короля нам не найти!»

* * *

Рассказывают о «скандале», возникшем между Раневской и Гариным во время съемок «Золушки». Однажды Эраст Гарин появился в гримерке Раневской в одних кальсонах — то ли по рассеянности, то ли от усталости. Фаина Георгиевна, узрев его, воскликнула: «Хераст, ты хам!» — и влепила пощечину. Гарин так обиделся, что сбежал со съемочной площадки, но не забыв при этом накинуть королевскую мантию. «Наш король не гол, он в кальсонах», — шептались по этому поводу в съемочной группе. Вскоре беглого короля нашли в находящейся неподалеку пивной в компании с Меркурьевым. Они были пьяны и окружены завсегдатаями пивной, громко с ними общавшимися — разумеется, обращаясь к ним на «ты». Кто-то из завсегдатаев кричал: «Как смеете вы с Королем быть на "ты"? Вам дай волю — и вы с вождями будете на одной ноге!». Меркурьев приложил палец к губам и шепотом, но внятно произнес: «Этого не будет никогда».

* * *

Король в исполнении Эраста Гарина и его охрана послужили прототипами для персонажей «Бременских музыкантов».

* * *

Роль кучера исполняет непрофессиональный актер. Его зовут Василий Сергеев. В то время он служил в конной милиции; и, когда актер, собирающийся играть кучера, по каким-то причинам не смог, кто-то из съемочной группы увидел и пригласил на роль.

* * *

Писать музыку для фильма пригласили Антонио Спадавеккиа, итальянца, родившегося в Одессе и приехавшего в Москву учиться у Сергея Прокофьева. Спадавеккиа был счастлив. Он писал: «Я приходил на съемочную площадку, и мне начинало казаться, будто я сам нахожусь в некоей волшебной стране с ожившими сказочными героями...»

* * *

28 ноября 1947 года фильм показали в Финляндии, 23 декабря — в Австрии, а 24 марта 1948 года — во Франции.

* * *

13 ноября 1949 года фильм был показан в Швеции, а 24 марта 1951 года — в Японии.

* * *

Кинопрокат в СССР (1947) — 18,27 млн зрителей (4-е место).

* * *

Все песни Золушки исполнила певица из Ленинградской государственной эстрады, Любовь Чернина. Саундтрек выпускался на грампластинках ленинградским, апрелевским и другими заводами, а с 1964 года песни из фильма выпускались на пластинках фирмой ВСГ «Мелодия».

* * *

Восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1967 году, а на киностудии имени М. Горького — в 1981 году.

* * *

В 2001 году почта России выпустила почтовую марку с Фаиной Раневской в роли мачехи из фильма «Золушка».

* * *

В 2009 году почта России выпустила конверт, на котором изображены Янина Жеймо (Золушка) и Эраст Гарин (король).

* * *

По заказу «Первого канала» к концу 2009 года были завершены работы по реставрации и колоризации фильма. При реставрации и колоризации использовалась оригинальная версия фильма 1947 года. До реставрации пленка и звуковая дорожка находились в плохом состоянии. Фильм был восстановлен методом колоризации, покадровой цифровой реставрации изображения, ремастеринга звука и авторинга киновидеообъединением «Крупный план» при участии компаний «Legend Films» и «ЮПитер». Цвета для декораций, предметов интерьера и костюмов персонажей подбирались в соответствии с эскизами Николая Акимова (костюмы из «Золушки» на «Ленфильме» не сохранились). Собственно колоризация была выполнена в США на студии «Legend Films». Обработка 120 тысяч кадров заняла больше года, стоимость работ составила свыше 1 миллион долларов. Премьера колоризированной версии состоялась 1 января 2010 года на Первом канале.

О фильме

О рождении замысла одной из лучших советских киносказок Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная... Я взглянула на нее и неожиданно предложила: "Яничка, вы должны сыграть Золушку..." Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: "А кто напишет сценарий?" И я, не задумываясь, выпалила: "Шварц". Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся и сочинил сценарий в сжатые сроки». 15 мая 1946 года Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки». Сценарий писался специально для Жеймо».

* * *

Актриса Елена Юнгер вспоминала о работе над фильмом: «С Раневской мне выпало счастье сниматься в картине "Золушка". Ее требовательность к себе не имела границ. Съежившись где-нибудь в углу, прячась от посторонних глаз, она часто сердито бормотала: "Не получается... Нет, не получается! Не могу схватить, не знаю, за что ухватиться..." Во время съемок Фаина Георгиевна очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала нос при помощи кусочков газа и лака, запихивала за щеки комочки ваты. Все это было неудобно, мешало... "Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли", — говорила она».

* * *

В течение многих лет, когда Фаину Георгиевну хвалили за женскую роль в фильме «Золушка», она с несвойственным ей смущением говорила: «Лучше меня в этом фильме сыграла Янина Жеймо». Играя Мачеху, Раневская в съемочном коллективе «Золушки», как, впрочем, всегда и везде, стала душой компании. Из рассказа Леонида Ривмана, работника киностудии «Ленфильм»: «Фаина Георгиевна была на самом деле не мачехой, а всеобщей мамой. Всех подкармливала, таскала какие-то бутербродики, конфетки. Раневская подбадривала всех участников съемок "Золушки" не только пищей физической, но и духовной. Сколько замечательных шуток при этом исходило от нее!»

* * *

В своей книге «Разговоры с Раневской» Глеб Скороходов пишет: «Мачеха — одна из лучших комедийных ролей Раневской. Но вот загадочная метаморфоза: злая Мачеха — объект ненависти читателей "Золушки" — в фильме вызывает восхищение и восторг. Даже юные зрители, которые часто острее взрослых воспринимают зло, встречают появление Мачехи на экране с радостным оживлением. И по окончании фильма говорят о ней не с возмущением, а с любовью...»

* * *

Раневская не хотела и не могла делать мачеху из «сказки». Этюдно она сымпровизировала и знаменитую сцену, как обычно добавив в неё свой текст. «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!» И с улыбкой добавила: «Ну ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею... Солдаты! Во дворец, за королевской тещей, босиком, шагом марш!» и решила дополнить песней и бодро заорала: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!» Надежда Кошеверова вырезала этот эпизод, а Раневская страшно обиделась: «Можно подумать, что мне часто приходилось петь в кино!»

* * *

Сохранился рассказ Янины Болеславны о том, как снимался один из последних эпизодов фильма. «В сценарии Евгения Шварца "Золушка" героиня просто надевала туфельку по приказанию мачехи. Моя Золушка, как я ее представляла, не могла просто из чувства страха или покорности мачехе исполнить приказание. Я долго просила Шварца дописать фразу, объясняющую согласие Золушки надеть туфельку. Но он считал, что для Золушки, которую любят дети всего мира, ничего не нужно объяснять. Этот поступок ничуть ее не унизит. Вслед за драматургом и режиссеры считали, что нечего заниматься отсебятиной. И тогда я пошла на хитрость. На съемке эпизода с туфелькой Раневская-мачеха начинает льстиво уговаривать Золушку надеть туфельку. Я, Золушка, молчу. Фаина Георгиевна теряется от моего молчания и неожиданно для всех — и для самой себя тоже — заканчивает фразу: "А то я выброшу твоего отца из дома". То есть говорит то, что мне и нужно было. Моя Золушка соглашается, боясь за отца. Присутствующий в павильоне Шварц принял бессознательную "подсказку" Раневской: "Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: "... и сгною его под забором". Так родилась реплика Раневской, отсутствовавшая в первоначальном сценарии...».

* * *

«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». Нежную и добрую Золушку сравнивали с волшебным эльфом. «Мы знали её или считали, что знали, — писал о Жеймо болгарский журнал, — и всё же мы открываем много нового в ней... Это именно она, Золушка из наших детских сновидений».

* * *

Из дневника Евгения Шварца за 27—28 апреля 1947 года: «Чудеса с "Золушкой" продолжаются. Неожиданно в воскресенье приехали из Москвы оператор Шапиро и директор. Приехали с приказанием — в самом срочном порядке приготовить экземпляр фильма для печати, исправив дефектные куски негатива. Приказано выпустить картину на экран ко Дню Победы. Шапиро рассказывает, что министр смотрел картину в среду. Когда зажегся свет, он сказал: "Ну что ж, товарищи: скучновато и космополитично". Наши, естественно, упали духом. В четверг смотрел "Золушку" худсовет министерства. Первым на обсуждении взял слово Дикий. Наши замерли от ужаса. Дикий имеет репутацию судьи свирепого и неукротимого ругателя. К их великому удивлению, он стал хвалить. Да еще как! За ним слово взял Берсенев. Потом Чирков. Похвалы продолжались. Чирков сказал мне: "Мы не умеем хвалить длинно. Мы умеем ругать длинно. Поэтому я буду краток..." Выступавший после него Пудовкин сказал: "А я, не в пример Чиркову, буду говорить длинно". Наши опять было задрожали. Но Пудовкин объяснил, что он попытается длинно хвалить. Потом хвалил Соболев. Словом, короче говоря, все члены совета хвалили картину так, что министр в заключительном слове отметил, что это первое в истории заседание худсовета без единого отрицательного отзыва. В пятницу в главке по поручению министра режиссерам предложили тем не менее внести в картину кое-какие поправки, а в субботу утром вдруг дано было вышезаписанное распоряжение: немедленно, срочно, без всяких поправок (кроме технических) готовить экземпляр к печати. В понедельник зашел Юра Герман. К этому времени на фабрике уже ходили слухи, что "Золушку" смотрел кто-то из Политбюро. Юра был в возбужденном состоянии по этому поводу... Он остался у нас обедать... Я доволен успехом Золушки" — но как бы теоретически. Как-то не верю...»

* * *

Интуиция не подвела драматурга. Вряд ли стоит напоминать, что «Золушка» снималась под «аккомпанемент» недавно принятого Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», вдохновлявшего бюрократов всех уровней на поиски «космополитов». Уже через месяц после принятия решения о съемках фильма на обсуждении в худсовете «Ленфильма» сценария «Золушки» возник вопрос о «неуважении» Шварца к классической сказке. Вскоре Евгений Львович получил от дирекции «Союздетфильма» два больших письма с массой претензий — в них, в частности, говорилось о недопустимости такой интерпретации сказки Перро. Однако за сценарий Шварца вступились многие видные актеры и литераторы, в том числе Фаина Раневская, Анна Ахматова, Александра Бруштейн. Шварц конечно же знал об этом и был очень рад.

Цитаты из фильма

Лесничий (Королю о своей жене): «Ее родную сестру съел людоед, отравился и умер. Сами видите, Ваше Величество, какие в этой семье ядовитые характеры...»

* * *

Король: «Ухожу в монастырь! Так и быть, остаюсь на престоле!»

* * *

Фея: «Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь».

* * *

Мачеха (Золушке): «Танцуешь... Я с ног сбилась от усталости, собираясь на королевский бал, а ты танцуешь! А я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами — тогда как тебя, Золушка, я воспитываю с утра до вечера. А где благодарность? Где благодарность?!»

* * *

Мачеха: — Ты где был?

Лесничий: — В лесу.

М: — Что ты там делал?

Л: — Хотел сразиться с бешеным медведем.

М: — Зачем?

Л: — Чтобы немного отвлечься от домашних дел...

* * *

— Работаю как лошадь: бегаю, хлопочу, выпрашиваю, выспрашиваю, упрашиваю, очаровываю...

* * *

— У меня такие связи, что сам король может позавидовать..

* * *

Мачеха: — Да, Золушка, ты, кажется, хотела побежать в парк постоять под королевскими окнами.

Золушка: — Можно?

Мачеха: — Можно. Можно, дорогая, можно.... Да, только прежде прибери в комнатах... вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли — белую отдели от коричневой...... познай самую себя... и намели кофе на семь недель.

* * *

Мачеха (дочерям): «Крошки мои, за мной!»

* * *

Мачеха: ... «"ха-ха" — 1 раз, "... здесь дует" — 1 раз... Пять и три — девять знаков внимания. Ну, теперь, мои дорогие, я добьюсь приказа о признании вас первыми красавицами!»

* * *

Мачеха (мужу-лесничему): «Не мешай нам веселиться, изверг».

* * *

Король (о Принце): «Мальчик-то как разрезвился!»

* * *

— Ал-лё-о-о-о! Привратники Сказочного королевства, вы меня слышите?!

— Мы слушаем, Ваше Величество!

— Не выезжала ли из ворот нашего королевства девушка в одной туфельке?

— Сколько туфелек на ней было?

— Одна-а...

— Блондинка, брунетка?

— Блондинка!

— А сколько ей лет?

— Примерно шестнадцать.

— Хорошенькая?

— Очень!

— Ага, понимаем. Нет, не выезжала! И никто не выезжал!

— Так зачем же вы так подробно меня расспрашивали, болваны?!

— Из интересу, Ваше Величество!

* * *

Король (Принцу): «Почему мне до сих пор не доложили, что ты уже вырос?»

* * *

— Только он поговорил с девушкой серьезно, как она сбежала...

— Это бывает...

* * *

— Подожми пятку...

* * *

Мачеха: «Марианна, не реви. Король — вдовец, я и тебя пристрою».

* * *

Мачеха: «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде. Ну, ничего, я поссорюсь с соседями. Это я умею!»

* * *

Мачеха: «Эй, солдаты, во дворец, босиком за королевской тещей ша-агом марш!»

* * *

Золушка: «Добрые люди, где же вы?! Добрые, а, добрые люди!»

* * *

Принц: «Если вы не любите меня, я совершу множество подвигов и понравлюсь вам наконец!»

* * *

Король: «Зачем мне смотреть на ножку, когда я и по лицу вижу, что это не она!»

* * *

— А туфелька-то убежала от вас, красавица!

* * *

Мачеха: «Интриган! Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!..»

* * *

— Какое сказочное свинство!

* * *

— А еще корону надел!

* * *

— Я еще не волшебник. Я только учусь.

* * *

— Его высочество, чтобы развеять грусть-тоску изволили бежать за тридевять земель..

* * *

— Не люблю, признаться, когда людям мешают выяснять отношения.

* * *

Король: «Связи связями, но надо же в конце концов совесть иметь. Когда-нибудь спросят: "А что вы, собственно, можете предъявить?" И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, и сердце — справедливым».

Главная Новости Обратная связь Ресурсы

© 2017 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.