Осип Наумович Абдулов (1900—1953)

Среди друзей Фаины Раневской особое место занимал актер Осип Наумович Абдулов. С ним и его женой Елизветой Моисеевной Фаина Георгиевна поддерживала близкие дружеские отношения. С Осипом Наумовичем Раневская в 1944 году сыграла в фильме «Свадьба». В 1949 году вместе они поставили концертный номер «Драма» по одноименному произведению Чехова, с которым гастролировали по стране. Абдулов рано ушел из жизни, и Раневская вспоминала и сожалела о нем в течение многих лет.

Фаина Георгиевна вспоминала о своем партнере по сцене: «Я его нежно любила. Тоскую и скучаю по нем по сей день. За многие годы жизни в театре ни к кому из актеров не была так привязана. Это был актер редкостного дарования и необыкновенной заразительности. Играть с ним было для меня наслаждением. Осип Наумович уговорил меня выступить с ним на эстраде. С этой целью мы инсценировали рассказ Чехова "Драма". Это наше совместное выступление в концертах пользовалось большим успехом. Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров. Когда не стало Осипа Наумовича, я через некоторое время начала играть с другими партнерами, но вскоре прекратила выступать в этой роли. Успеха больше не было. И все роли, в которых прежде играл Осип Наумович, в исполнении других актеров проходили незамеченными.

Зрители знали и любили Осипа Наумовича Абдулова по театру, кино, эстраде. Мне посчастливилось часто видеть его в домашней обстановке. Обаяние его личности покоряло меня. Он любил шутку. Шутил непринужденно, легко, не стараясь рассмешить. За долгую мою жизнь я не помню никого, кто так мог без малейшего усилия шуткой привести в радостное, хорошее настроение опечаленного друга.

Как актер он обладал громадным чувством национального характера. Когда он играл серба — был подлинным сербом ("Министерша"), подлинный англичанин — "Ученик дьявола", подлинный француз — "Школа неплательщиков", подлинный грек — "Свадьба" Чехова. Вспоминаю его великолепное исполнение роли Лыняева в спектакле "Волки и овцы", Сорина в чеховской "Чайке". Эта работа особенно взволновала меня. Какая глубокая печаль уходящего, никому не нужного старика была показана им в этой роли! С какой мягкостью и вдохновением он ее играл!

Я часто сердилась на Осипа Наумовича за то, что он непосильно много работает, не щадя себя. Он объяснял мне свою кипучую деятельность потребностью постоянного общения со зрителем. Он на все мои нападки неизменно отвечал: "В этом смысл моей жизни".

Однажды после окончания ночной съемки в фильме "Свадьба" Чехова, где он чудесно играл Грека, нам объявили, что машины не будет и что нам придется добираться пешком домой. Осип Наумович сердился, протестовал, долго объяснялся с администратором, но, тут же успокоившись, решил отправиться домой, как был — в гриме: с черными усами и бровями, в черном парике и турецкой феске. По дороге он рассказывал мне какую-то историю от лица своего Грека на языке, тут же им придуманном, свирепо вращал глазами и отчаянно жестикулировал, невероятно пугая идущих на рынок домашних хозяек. Это была не только озорная шутка, это было творчество, неуемный темперамент, щедрость истинного таланта. Наша прогулка продолжалась бы дольше, если бы изумленный нашим видом милиционер категорически не потребовал, чтобы мы немедленно отправлялись домой!

В гастрольных поездках, возвращаясь со спектакля, мы обычно ужинали у меня в номере. После ухода Осипа Наумовича, одна, вспоминая его рассказы, я долго хохотала, как филин в ночи, приводя в недоумение дежурную горничную. Осип Наумович шутил, уверяя меня, что наши ночные беседы его "скомпрометировали", и будто он даже слышал, как дежурная горничная сокрушалась, что у него старая жена!..

Отказывать он не умел, был уступчив, без тени зазнайства. Куда бы нас ни звали выступать в сборных концертах, охотно давал согласие, а потом с виноватым видом говорил: "Дорогая, еще два шефских концерта, только два" — и мы мчались куда-то очень далеко. Я сердилась, жаловалась на усталость, он утешал меня тем, что это "полезная" усталость.

Помнится, как в день спектакля режиссер попросил его заменить внезапно заболевшего актера. Было это на гастролях во Львове, стояла нестерпимая жара. Мы поехали в парк; там, укрывшись в тени, он читал роль, боясь, что не успеет ее выучить к вечеру. Я подавала реплики. Волнуясь, как школьник перед экзаменом, он говорил текст роли, стараясь его запомнить. Глаза у него были детскими, испуганными, а ведь он был прославленным актером! Сыграл он экспромтом, сыграл превосходно, только утром жаловался на сердце, которое всю ночь болело. И сколько подобного было в его жизни!»

Биография

Осип Наумович Абдулов — советский актер театра и кино, режиссер. Народный артист РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Родился в Лодзи (ныне Польша) в еврейской семье. Отец был инженером-текстильщиком. У него была старшая сестра Фейга-Родл Абдулова (1895— ?). В 1913 году семья переехала в Москву. В 1917 году Осип поступил на юридический факультет Московского университета.

Сценическую деятельность начал в 1918 году в студии имени Шаляпина, где служил до 1923 года и сыграл свою первую значительную роль — бродягу Грена в «Зеленом попугае» А. Шницлера (в 1919 году), затем, в 1924—1925 годах, выступал в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, в 1925—1926 — во МХАТе, в 1926—1927 годах — в Театре Сатиры, следующий сезон провел в Профклубной мастерской.

В 1929—1936 годах был актером Театра-студии под руководством Юрия Завадского; в 1936 году перешел в Театр им. Вс. Мейерхольда; после его закрытия в январе 1938 года стал актером Театра Революции, где служил до 1942 года, а в 1943 году пришел в труппу Театра им. Моссовета. Был женат на актрисе Елизавете Метельской, сын, Всеволод Абдулов, также стал актером.

С 1924 года работал на радио сначала в качестве актера, а затем и как режиссер, поставил более 200 радиоспектаклей, в том числе «Кола Брюньон» Р. Роллана, «Тартарен из Тараскона» А. Доде, «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса, «Шинель» Н. Гоголя, «Мальва» и «Макар Чудра» М. Горького и многие другие. Организовал художественное вещание для детей.

С 1933 года снимался в кино. Лучшие его роли — Джон Сильвер в «Острове сокровищ» (1937), Тарантулов в «Человеке в футляре», грек Дымба из «Свадьбы», Крашке в «Поединке». Снялся он также в популярных фильмах «Светлый путь», «Свинарка и пастух», «Пятнадцатилетний капитан».

С 1929 года занимался педагогической деятельностью в Театре-студии Ю. Завадского, затем в ГИТИСе. Близким другом Абдулова был актер и режиссер Московского ГОСЕТа Соломон Михоэлс.

Умер 14 июня 1953 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Главная Новости Обратная связь Ресурсы

© 2018 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.