На правах рекламы:

c-inform.info

бизнес на маркетплейсах

Юрий Александрович Завадский (1894—1977)

С режиссером Юрием Александровичем Завадским Фаину Георгиевну в течение многих лет связывали непростые отношения. Она называла его «Пушком» (Завадский был лыс), «вытянутым в длину лилипутом» (он имел высокий рост) и Гертрудой (сокращенно — Герой (Социалистического) Труда). «Ну что там еще придумала про меня Фаина?» — иронично спрашивал Завадский, стараясь сохранять спокойствие, хотя порой спокойствие это давалось ему с трудом.

Впервые режиссера и актрису судьба свела в Центральном театре Красной Армии (ЦТКА) в 1933 году. Завадский руководил этим театром с 1932 до 1935 года, потом его перевели в Ростов-на-Дону, где он и проработал до 1939 года. Фаина Георгиевна пришла в ЦТКА в 1933 году, после отъезда Завадского с частью труппы она осталась в Москве. Пути Раневской и Завадского разошлись на четырнадцать лет. В 1940 году Юрий Александрович вернулся в Москву в театр имени Моссовета, в котором стал главным режиссером. В 1949 году он пригласил в свой театр Фаину Раневскую, ставшую на тот момент довольно известной в театральных кругах Москвы. В этот раз она проработала с Завадским до 1955 года, после чего ее «переманили» в Театр имени Пушкина, бывший Камерный Таирова.

В театре имени Моссовета за это время Раневская сыграла несколько ролей, самой запомнившейся из которых стала роль Маньки-спекулянтки в «Шторме» Билль-Белоцерковного. Зрители настолько полюбили эпизод допроса Маньки в спектакле, что приходили посмотреть только «на Раневскую», после чего сразу же покидали зрительный зал. Раздраженный явным успехом Раневской Завадский пытался дорабатывать спектакль, смещал акценты, вводил новые сцены, но все равно всякий раз в зрительном зале слышалось: «Когда выйдет Раневская? Скоро ли?». Завадский не выдержал и выкинул эпизод допроса Маньки из спектакля. Раневская попробовала возмутиться, но режиссер заявил, что спектакль о чем-то большем, и этот дивертисмент со спекулянткой стал в нем инородным, и сцену обратно так и не вернул. «Что великого сделал Завадский в искусстве? Выгнал меня из "Шторма"», — горько усмехалась Фаина Георгиевна.

Юрий Завадский спустя несколько лет попросил Раневскую вернуться в театр: «Фаина Георгиевна, не могу понять, почему вы ушли из нашего театра и так долго размышляете о возвращении. Я знаю, что вы мечтаете о Достоевском. Федор Михайлович не нуждается в реабилитации, но даже в наши либеральные времена его не очень-то охотно пускают на сцену. Но мы обязательно поставим Достоевского с вами!». Фаина Раневская верулась в театр, теперь уже навсегда. В театре имени Моссовета она сыграла Марию Александровну в «Дядюшкином сне» по Достоевскому, Адель Сэвидж в «Миссис Сэвидж», Люси Купер в «Дальше — тишина», нянюшку Фелицату в «Правда хорошо — а счастье лучше» Островского.

Про отношения Завадского и Раневской рассказывали много историй. Во время одной из трудно продвигающихся репетиций, выйдя из себя от того, что одному из актеров никак не удается справиться с ролью, Завадский с воплем: «Пойду и повешусь!» — выбежал из зала. Все, кроме Фаины Георгиевны, заволновались. Раневская успокоила коллег: «Не волнуйтесь. Он вернется... сам. Дело в том, что в это время Юрий Александрович всегда посещает т-туалет».

Однажды на гастролях с Раневской случился сердечный приступ. Хорошо хоть не во время спектакля, а на репетиции. К чести Завадского надо сказать, что он не стал дожидаться приезда «скорой помощи», а в считаные минуты нашел машину с шофером, и сам лично повез ее в больницу, где сдал на руки врачам и терпеливо дожидался, пока актрисе окажут необходимую помощь (от госпитализации Раневская наотрез отказалась). Раневской сделали несколько уколов, и вскоре ей стало лучше. Завадский помог ей усесться в машину, сам сел на переднее сиденье и, обернувшись, поинтересовался диагнозом. Раневская ответила, что у нее нашли грудную жабу (так по старинке называли стенокардию). Юрий Александрович страшно огорчился, повздыхал, поохал, посочувствовал и буквально сразу же, засмотревшись на пейзаж за окном машины, мелодично запел: «Грудна-а-я жа-а-ба, гру-у-удна-а-я жа-а-аба...» Фаина Георгиевна была слегка шокирована подобным поведением своего режиссера и по возвращении рассказала историю с пением коллегам. «Ну, какая вы, право, Фаина Георгиевна, — упрекнула ее услышавшая эту историю актриса Ия Саввина, — разве кто другой из ныне живущих "гениев-режиссеров" лично повез бы вас в больницу?» «А я разве что-нибудь говорю? — вздохнула Раневская. — Я ведь только в самом положительном смысле».

После смерти Юрия Александровича Завадского Раневская говорила: «Я знала его всю жизнь. Со времени, когда он только-только начинал, жизнь нас свела, и все время мы прошли рядом. И я грущу, тоскую о нем, мне жаль, что он ушел раньше меня. Я чувствую свою вину перед ним: ведь я так часто подшучивала над ним...»

Биография

Юрий Александрович Завадский — советский русский актер, театральный режиссер, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат Ленинской (1965) и двух Сталинских премий (1946, 1951). Герой Социалистического Труда (1973).

Юрий Завадский родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Москве в дворянской семье. В 1913 году поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно брал уроки в школе рисования и живописи С.Ю. Жуковского, а затем в школе П.И. Келина. В 1915—1919 годах работал в студии Е.Б. Вахтангова (с 1920 года — 3-я студия МХАТ), где был сначала художником, затем актером и режиссером. В 1918 году П.Г. Антокольский, с которым Ю. Завадского связывала дружба на протяжении долгих лет жизни, познакомил его с М.И. Цветаевой; к Ю. Завадскому обращен цикл стихов М. Цветаевой «Комедьянт».

В 1920—1924 годах — актер и режиссер 3-й студии МХАТ (после смерти Е. Вахтангова — Государственная академическая Студия имени Е. Вахтангова, с 1926 — Театр имени Вахтангова), где сыграл Антония в спектакле по пьесе М. Метерлинка «Чудо святого Антония» (1921), в котором выступил и как сценограф, и Калафа в «Принцессе Турандот» Карло Гоцци (1922). Как режиссер дебютировал в 1924 году спектаклем по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба». С 1922 года был членом художественного совета, избранного актерами после смерти Е. Вахтангова.

В 1924 году женился на актрисе Вере Петровне Марецкой (1906—1978). Народная артистка СССР (1949). От брака с ней был сын Евгений Юрьевич Завадский (1926—2006), режиссер. В июле 1941 года официально женился на балерине Галине Сергеевне Улановой (1909—1998). Народная артистка СССР (1951). Эвакуацию в Казахстан во время войны они провели вместе. Брак их фактически распался после войны, в конце 40-х годов, хотя официально развод не был оформлен.

В 1924—1931 годах — актер МХАТа, где, в частности, сыграл Чацкого в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и графа Альмавиву в «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.О. Бомарше. В том же 1924 году создал собственную театральную студию (с 1927 года — Театр-студия), актерами которой были его ученики В.П. Марецкая, Р.Я. Плятт, Н.Д. Мордвинов, П.В. Массальский и другие, и руководил ею до 1936 года. В 1932—1935 годах возглавлял Центральный театр Красной Армии. В спектаклях «Мстислав Удалой» Прута (1932), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934) режиссер передал героический пафос Гражданской войны. Завадский, творчески развивая сценические традиции К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова, стремится к стилистической определенности формы спектакля, придает большое значение раскрытию авторского замысла силами актерского ансамбля. В 1936—1940 годах возглавлял Театр имени Горького (Ростов-на-Дону), где поставил спектакли «Любовь Яровая» Тренева, «Укрощение строптивой» Шекспира и др.

В 1940 году вернулся в Москву и был назначен главным режиссером Театра имени Моссовета, занимал этот пост до конца жизни. Среди наиболее значительных постановок — «Нашествие» Л.М. Леонова (1943), «Петербургские сновидения» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1969), ««Маскарад»» М.Ю. Лермонтова (1-я редакция — в 1952 году, 2-я — в 1964). С 1940 года преподавал в ГИТИС имени А.В. Луначарского, в 1947 году получил звание профессора. Член ВКП(б) с 1944 года.

Умер 5 апреля 1977 года в Москве. Похоронен 8 апреля 1977 года на Ваганьковском кладбище в могиле матери.

Награды и звания

Герой Социалистического Труда (1973);
Заслуженный артист РСФСР (1933);
Народный артист РСФСР (1942);
Народный артист Казахской ССР (1943);
Народный артист СССР (1948);
Ленинская премия (1965) — за постановку спектакля «Маскарад» М.Ю. Лермонтова;
Сталинская премия первой степени (1946) — за постановку спектаклей «Нашествие» Л.М. Леонова, «Отелло» У. Шекспира, «Встреча в темноте» Ф.Ф. Кнорре;
Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку спектакля «Рассвет над Москвой» А.А. Сурова;
Четыре ордена Ленина (1945, 1949, 1971, 1973);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1964);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
Медаль «В память 800-летия Москвы».

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.