По-горьковски

Преклоняясь перед умом, глубиной талантливой натуры Вассы, любя ее, как любил ее сам Алексей Максимович, так же, как он, нещадно обличая при этом бесчеловечную сущность этой родоначальницы одной из ветвей российского капитализма, актриса не ставила ее на котурны. Наоборот: она приземляла образ, наделяя его многими точными бытовыми чертами, порой не лишенными комизма или злой иронии.

Монументальная, степенная, с грубоватым лицом, настороженным взглядом. Васса была одета провинциально. Время от времени она обнаруживала в своем поведении следы плебейского происхождения. Шмыгала носом, иногда украдкой проведя под ним тыльной стороной ладони. Говорила низким баском. Напористая, энергичная речь, властный мужской жест, лукавые, озорные интонации, широкая свободная походка вразвалку, наконец, какая-то откровенно задиристая ершистость — все выдавало в Вассе женщину, вышедшую из среды тех людей, которыми она сейчас повелевала.

Театр имени Моссовета. М. Горький. «Сомов и другие». Анна Сомова

Актриса заостряла в образе многогранность характера: неистовая энергия сочеталась с угрюмой замкнутостью. С хладнокровной решимостью заставляла она мужа-развратника принять яд — в интересах чести семьи и «дела» Железновых: с деловитостью купца-воротилы наставляла она приказчика, как облапошить конкурента; с наигранным цинизмом говорила невестке, Рашели, что не отдаст ей сына, которому намерена впоследствии передать «дело», с потрясающим спокойствием давала указание донести жандармам, что в ее доме находится скрывающаяся от властей революционерка, мать ее внука.

Рассказывая о трагической судьбе волевой, деятельной женщины, посвятившей себя укреплению обреченного на гибель дела, и видя в своей героине жестокую хищницу, Раневская, как и в образе Розы Скороход, чувствовала, по ее же словам, «глубокое сострадание к судьбе Вассы».

Театр имени Моссовета. Ф. Достоевский. «Дядюшкин сон». Марья Александровна

Осуждая этот персонаж, внушавший ей «ужас и даже омерзение», актриса не могла отойти от сознания обездоленности судьбы Вассы, в семье которой все человеческие отношения развенчаны, опошлены, и не могла не видеть трагедии матери, которой не довелось испытать радости от своих детей.

На долю Раневской выпала особенно трудная задача: ей довелось стать пионером в сценической разработке образа Вассы. Спектакль «Васса Железнова», поставленный на сцене Театра Красной Армии, был первым из четырех осуществленных в те дни постановок созданного Горьким и опубликованного незадолго до его смерти нового варианта драмы.

Театр имени А.С. Пушкина. А. Касон. «Деревья умирают стоя». Бабушка

Васса Раневской завоевала всеобщее признание. Созданный ею трагико-сатирический образ стал крупным событием в сценической истории горьковской пьесы. В то же время он оставил большой след во всей последующей творческой жизни актрисы.

Васса, наряду с мадам Луазо, была подготовкой монументального образа Розы Скороход, в раскрытии характера которой, при всем их различии, Раневская шла тем же путем, что и в построении образа Вассы. Обоим характерам — Вассы и Розы — свойственны подчеркнутые актрисой жестокость, алчность, огромная самоуверенность, человеческая тоска по счастью и сознание, что они, подобно горьковскому Егору Булычову, прожили жизнь «не на той улице».

Ф.Г. Раневская и Г.Л. Бортников Театр имени Моссовета

С большой драматической силой, как ранее в Вассе, утверждала актриса неотвратимую мысль о назначении человека, о смысле бытия еще в одном горьковском образе — Анны Сомовой в спектакле «Сомов и другие», поставленном в 1954 году на сцене Театра имени Моссовета режиссером И. Анисимовой-Вульф. Сатирически обличала Раневская сущность этой «интеллигентки» (действие происходит в начале первой пятилетки), все еще бесплодно мечтающей о возврате старого, навсегда ушедшего режима. Актриса вскрывала ничтожество характера Анны, прикрываемое низменными претензиями и позерством.

Выставляя напоказ не вяжущиеся с обстановкой светские манеры Сомовой, утрируя их, Раневская высмеивала духовную пустоту и никчемность этой, живущей двойной жизнью, паразитирующей барыни, тем самым утверждая мысль об исторической обреченности Сомовых.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.