Татьяна Ливанова. О режиссере замолвите слово...

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится режиссерский сценарий с раскадровкой фильма Германа Ливанова «Последняя могиканша» по рассказу Чехова. Все бы ничего, но хранится он, вопреки логике, в фонде Фаины Раневской. Когда-то, в далеком 1959 году, в преддверии празднования столетия со дня рождения Чехова, режиссер Ливанов предложил главную роль в этом фильме знаменитой актрисе. Но Раневская потому и Раневская, что у нее были свои соображения на сей счет. Тем более когда это касалось Чехова. В результате на свет появилась «Драма»...

Сергей Орлов

Мой отец Герман Вадимович Ливанов родился на Волге, в городе Вольске, в 1909 году, в семье гимназического учителя. В 1927 году он поступил учиться в знаменитый ВХУТЕИН, на архитектурный факультет. Его учителями были известные архитекторы-конструктивисты братья Веснины. Он, конечно, находился весь во власти этого направления, его идеалом был архитектор Мельников.

Но так сложилась у него судьба, что архитектурой, проектированием каких-то серьезных сооружений он занимался не очень много, хотя пока учился, у него были премии на всесоюзных конкурсах. После института он построил речной вокзал в Перми, который долгое время считался одним из лучших в СССР. Потом, с течением времени, когда конструктивизму в нашей стране был закрыт ход, он оставил эту профессию и в 1939 году поступил в Ленинграде в театральный институт на режиссерский факультет.

К сожалению, когда началась Великая Отечественная война, ему пришлось оттуда уехать, и поэтому режиссерское образование у него не было закончено, хотя впоследствии он работал очень много как в театре, так и в других театральных и киношных организациях. Он работал в Москве в Центральном детском и в провинциальных: в Туле, Махачкале и Ростове — в том самом Ростовском драматическом театре имени Максима Горького (шедевре конструктивизма, между прочим!), где до войны работала труппа под руководством Юрия Завадского. Сохранились афиши спектаклей, на которых имя отца соседствует с именем Завадского в списке режиссеров.

В 50-х годах Германа Вадимовича пригласили работать в качестве режиссера на московское телевидение, где вместе с оператором Марком Волынцом им был снят целый ряд художественных фильмов, таких как «Егерь» по Чехову, «Весенний дождь» и «Запах сена» по рассказам Сергея Никитина. Кроме того они снимали документальные фильмы, к примеру «Москва вечерняя», для Америки.

Первая их совместная работа — это короткометражный фильм «Егерь», о котором я была много наслышана, потому что там работали замечательная актриса Малого театра Ольга Михайловна Хорькова и Василий Леонов, с которым папа учился в Ленинграде. Они снимали где-то под Москвой, в районе Рузы. Фильм этот получился. Чеховская интонация, во всяком случае, там прочитывается довольно хорошо. Оператор Марк Михайлович был для отца настоящим соавтором в работе, и отец постоянно о нем рассказывал. Вообще, если он принимал кого-то из своего творческого окружения, то всегда старался наладить с этим человеком как можно более хорошие и дружеские отношения.

Надо сказать, что отец (впрочем, как и все архитекторы) прекрасно рисовал и сам иногда делал эскизы костюмов или же декораций. В 1935 году даже работал художником на Киевской киностудии, на картине «Временное перемирие».

Я пошла по его стопам и поступила учиться в Институт кинематографии в Москве (ВГИК), по окончании которого стала художником по костюмам и художником-постановщиком.

И вот однажды, когда отец уже работал на телевидении, он пришел домой и сказал, что в связи с приближающимся столетием Антона Павловича Чехова будет делать короткометражный фильм по рассказу писателя «Драма» с замечательными актерами — Фаиной Раневской и Борисом Тениным. И сразу обратился ко мне: «Быстренько сделай костюмчики для этих персонажей». Ну, я, конечно, была в восторге и постаралась выполнить его просьбу как можно лучше, как можно быстрее. Так оно и пошло затем в производство.

Отец находился под большим впечатлением от совместной работы с Раневской. И потом, в течение долгого времени, возвращаясь домой, он нам с мамой рассказывал, как идет работа, удивлялся, что у такой талантливой и необычайной женщины как Фаина Раневская довольно сложный характер, амбициозный и даже иногда скандальный. Но воспринимал это с юмором, потому что ее обаяние как актрисы большого, высокого уровня перекрывало все остальные впечатления.

Я сделала эскизы и по ним выполнили костюмы. У Тенина, по-моему, был подбор (из того, что было в наличии), а для Фаины Раневской сшили. У нее было их два: один с черной шляпой, как воронье гнездо, и платьице серого цвета в полосочку, с белым жабо.

Эскизы сохранились. Как-то я случайно разбиралась в мастерской и вдруг вспомнила, что видела эти костюмы, что они там где-то валяются, но отыскание их требует большого напряжения физического и, так сказать, морального тоже.1

Естественно, отец советовался с Раневской по поводу ее костюма. Вообще, любой уважающий себя режиссер прежде всего должен согласовать с актерами качество их костюмов. Потому что костюм для актера — это большая часть создания образа. Во время работы над эскизами я с Раневской не виделась, руководствуясь пожеланиями отца, потому что он мне делал заказ и давал указания, что ему нужно. Никаких жалоб со стороны Фаины Георгиевны по поводу готовых костюмов не было. Она безропотно их приняла, и все было нормально.

«Драма» вышла на экран в 1960 году, поскольку была специально приурочена к юбилею Антона Павловича Чехова. Впоследствии ее иногда показывали по телевидению в связи с какими-нибудь чеховскими праздниками. Фильм был замечен, его хвалили, потому что такой тандем как Раневская и Тенин (а это не часто встречается, чтобы в паре работали два таких выдающихся актера) давал к этому основания.

Примечания

1. Татьяна Германовна все-таки нашла эскизы костюмов к «Драме» и подарила их мне с условием, что я обязательно расскажу о ее отце в проекте «Неизвестная Раневская». Что я с удовольствием и делаю с огромным почтением к ее памяти и памяти ее отца, которого она очень любила.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.