Оригинальное название: «Это было. Это есть... — Фаина Раневская»
Жанр: документальный
Авторы: Марина Неёлова, Галина Коршикова
Режиссер: Юрий Поскакухин
Оператор: Теймураз Габашвили, Алексей Никешичев, Илья Высокошов
Монтаж: Сергей Черемхин
Редактор: Елена Залогина
Звукорежиссер: Матвей Ильин
Администратор: Наталья Красавцева
Директор: Татьяна Новикова
Длительность: 50 минут
Язык: русский
Производство: НП ИКА «СМИБ» по заказу ГТРК «Культура»
Страна: Россия
Год: 2015
Документальный сериал «Это было. Это есть...» выходил на телеканале «Культура» в 2014—2015 году. Всего вышло 8 серий. Актриса Марина Неёлова рассказывает о знаменитых, легендарных артистах, с которыми ей довелось работать: Фаине Раневской, Валентине Гафте, Нине Дорошиной, а также о режиссерах Галине Волчек, Римасе Туминасе и Валерии Фокине.
В 2015 году одна из передач в двух частях была посвящена легендарной Фаине Раневской, с которой Марина Неелова была дружна последние годы жизни выдающейся актрисы. «Я открыла свою старую тетрадку и переписала из нее почти все, что записано мной сразу после встреч с Фаиной Георгиевной, — говорит актриса. — Это память, а память не нуждается в шлифовке». Рассказ Нееловой о Раневской — это рассказ о сложной личности, обаяние которой заключалось именно в ее сложности.
Марина Неёлова вспоминает о своих встречах с Раневской в мельчайших подробностях: воспроизводит своеобразие жестов, взглядов Раневской, мы слышим знакомые обертоны речи... Неёлова и сейчас восхищается тем, как в этой личности сочетались вроде бы несочетаемые качества — острый аналитический ум и детская застенчивость, благородство и обидчивость...
«Она великая актриса. Она могла быть красивой, прекрасной, некрасивой, ужасной, даже уродливой. Какой угодно. Самое большое ее чудо — это сочинение своих персонажей. Ведь есть вещи, которые режиссер не может подсказать, и вот эти самые вещи придумываются только артистом. Так вот все, что она делала в фильмах, придумала она сама», — говорит Марина Нелова в своей авторской программе «Это было. Это есть... Фаина Раневская». В ней Марина Неёлова делится со зрителями своим «богатством» — воспоминаниями о легендарной актрисе, с которой она была дружна последние годы ее жизни, рассказывает об этой сложной личности, обаяние которой заключалось именно в ее сложности. Дома у Раневской висели фотографии поэтов, писателей, композиторов, зачастую с дарственными надписями, например, Шостакович подписал свою так: «Самому искусству Фаине Раневской». На вопрос, почему она не написала воспоминания обо всех великих людях, с которыми общалась, Фаина Георгиевна отвечала: «Я написала, потом перечитала Толстого, поняла, что он написал лучше, и уничтожила свои записи». Хотя Марина Неёлова не исключает, что это могло быть и шуткой.
Ведь зачастую невозможно было отличить, шутит она или нет, просто ли это какая-то брошенная ею вскользь фраза или замечательное чувство юмора позволяет ей так виртуозно жонглировать понятиями. И в этом была какая-то игра. «Момент игры присутствовал в ее жизни всегда. Когда бы я ни приходила к ней, она всегда разыгрывала какую-то сцену. Сцену неузнавания, например, — вспоминает Марина Неёлова. — Она любила играть, но не так, как играет какая-то заигравшаяся примадонна, а как играют дети: прекрасно, чисто, иногда наивно, но с каким-то подвохом. Ей было интересно, как ее партнер на это прореагирует, как он это воспримет, оценит, как на это посмотрит и ответит. Вместе мы импровизировали, разыгрывали сцены, мизансцены, иногда целые акты какого-то несуществующего спектакля. Взрослые очень редко играют в игры, а Фаина Георгиевна в них играла и делала это потрясающе. В ней сочетались несочетаемые вещи: она была чрезвычайно наивна, но при этом очень умна, мудра, но по-детски восприимчива, чрезвычайно обидчива и очень жестка в оценках, она была очень тонким человеком, не позволявшим себе обижать людей, и в то же самое время она могла одной фразой убить человека наповал. С ней было и забавно, и опасно, потому что она была очень остра на язык, и ты все время был настороже. Но самое главное — она была невероятно добрым и щедрым человеком, таким, кто не просто оставляет в тебе след, а за которым тянется целый шлейф. Уровень общения, который она задавала, был настолько высок, что после нее было трудно общаться с обычными людьми. Но с ней было такое общение, которое можно назвать счастьем, невероятным подарком. И мне казалось, что это никогда не закончится, что так будет всегда...».
В документальном фильме использованы кино и фотоматериалы из личного архива Марины Неёлова, личного архива фотохудожника Елены Сидякиной, архива театров «Современник» и театра им. Моссовета. Использованы фрагменты кинофильмов с участием Фаины Раневской: «Карты не врут» (киноальманах «Фитиль»), «Весна», «Любимая девушка», «Золушка», «Драма», «Мечта», «Человек в футляре» и других.