Городской театр в Симферополе
Волею судьбы годы Гражданской войны Фаина Раневская вместе с семьей своей наставницы Павлы Вульф провела в Крыму. В то время Фаина была начинающей актрисой. Благодаря поддержке Павлы Леонтьевны она вполне успешно дебютировала на сцене театра в Евпатории в роли Маргариты Каваллини в пьесе «Роман». Вместе с труппой Павлы Вульф в 1919 году она перебралась в Симферополь, где артистам предложили работу в Городском театре, прежде называвшимся Дворянским. В то время театр возглавлял талантливый актер и организатор В.А. Ермолов-Бороздин. Именно в этом театре Фаина Фельдман взяла себе псевдоним. Отныне на афишах и в документах у Фаины другая фамилия — Раневская. Неизвестно, что стало основной причиной смены фамилии: желание приобрести более благозвучную и театрально звучащую фамилию, любовь к Чехову или желание скрыть родство с богачом Фельдманом, которого на юге России многие знали.
21 сентября 1919 года газета «Южные ведомости» сообщала: «Усиленную подготовительную работу к открытию сезона в Дворянском театре ведут руководители "Театра актера". Художником Живовым пишутся новые декорации под наблюдением главного режиссера Рудина, работавшего прежде в театре Комиссаржевской, а общее руководство осуществляет Ермолов-Бороздин». 28 сентября 1919 года состоялось открытие театра спектаклем «Ревизор», премьера которого, как и спектакля «Роман», прошла в Евпатории в сентябре 1918 года.
В то время она была начинающей, безызвестной актрисой, о чем свидетельствует отсутствие в афишах крымской периодической печати того времени хоть каких-то упоминаний о ней как о действующей актрисе, состоящей в штате труппы театра. Однако в газете «Ялтинский вечер» за 15 сентября 1920 года в афише об открытии зимнего сезона говорится о первых гастролях труппы актрисы Павлы Вульф, вместе с которой выступала и Раневская.
Через много лет Раневская вспоминала свою работу в этом театре: «Симферопольскому театру актера еще повезло, его возглавлял один из донкихотов того времени, Павел Анатольевич Рудин. Он активно ставил классику и поддерживал старания "Комиссаржевской провинции" хоть как-то держать уровень игры. Ко мне Рудин относился хорошо, конечно, благодаря рекомендациям Павлы Леонтьевны, соглашался давать замечательные роли, видно понимая, что работать над ними я буду с Павлой Леонтьевной, а уж та добьется, чтобы я не читала текст по губам суфлера, а вникала в роль. Так и произошло».
В декабре 1920 года Симферопольский городской театр был объявлен государственным и стал называться Первым Советским (в настоящее время — Крымский академический русский драматический театр имени А.М. Горького). В театре был сильный творческий состав, интересный репертуар: шли пьесы А. Островского, Ф. Шиллера, П. Бомарше. На симферопольской сцене Раневская играла Машу в «Чайке» А. Чехова, Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, сваху в «Женитьбе» Н. Гоголя, Настю в «На дне» М. Горького, Машу в «Живом трупе» Л. Толстого. В театре Раневская проработала до 1923 года.
Современное название театра: «Крымский академический русский драматический театр им М. Горького»
История театра
«Крымский академический русский драматический театр имени М. Горького» — старейший театр юга России. Истоки театра уходят к 1821 году. Его основателем был московский купец Волков, живший в Симферополе некоторое время по совету врачей. О был большим театралом, поэтому решил создать театр и в Симферополе. Для представлений он приспособил длинный каменный сарай при доме Дворянского собрания. Несмотря на скромный внешний вид, театр вскоре стал одним из центров культурной жизни города. Географическое положение Симферополя располагало к тому, что здесь появлялось немало гастролирующих трупп, товариществ актеров.
В 1840-х годах театр был переоборудован: оштукатурены стены, сделан подъезд, пристроены крытые коридоры, переделан партер и установлены ложи. Его стали называть «театром трех Александров»: Александр Самойлов директор казенной мужской гимназии, брат известного актера Александринского театра, Александр Казначеев, предводитель дворянства, давший на постройку значительные средства, и Александр Серов, молодой товарищ прокурора, страстный любитель искусства (в будущем известный композитор и музыкальный критик).
В 1846 году с театром сотрудничал известный антрепренер Данила Жураховский. Знакомый с молодых лет с великим русским актером М.С. Щепкиным, он решил пригласить его на гастроли в Симферополь. Михаил Семенович согласился сыграть несколько спектаклей на сцене симферопольского театра. В эту поездку Щепкин взял с собой В.Г. Белинского, своего самого благодарного зрителя и объективнейшего критика.
Любопытно донесение симферопольского полицеймейстера Таврическому губернатору от 6 февраля 1875 года: «Репертуар театра состоит преимущественно из современных драм и комедий, оригинальных и переводных, изредка даются костюмные пьесы и одноактные оперетки. В труппе находятся несколько талантливых личностей и пьесы разыгрываются весьма удовлетворительно». Спустя год в труппу вступил актер Марко Лукич Кропивницкий, которого в будущем назовут «отцом украинского театра». На симферопольских подмостках он успешно дебютировал в роли Городничего в гоголевском «Ревизоре». И вскоре занял положение ведущего артиста труппы, он играл значительные роли в пьесах А. Островского, Н. Гоголя. В симферопольском театре М.Л. Кропивницкий работал недолго, однако, впоследствии не раз возвращался сюда с гастрольными спектаклями. Марко Лукич проложил дорогу в Крым и другим корифеям украинского театра: неоднократно работала на симферопольской сцене труппа М.П. Старицкого.
С 1888 года театр перешел в непосредственное ведение дворянства и стал именоваться «Дворянским». В конце XIX — начале XX вв. с симферопольским театром были связаны судьбы многих выдающихся деятелей театрального искусства: одни работали здесь долгое время, другие же приезжали лишь на несколько дней, чтобы познакомить поклонников Мельпомены со своими работами. На симферопольской сцене играли Мария Савина, Гликерия Федотова, Вера Комиссаржевская, Павел Орленев. братья Рафаил и Роберт Адельгейм, Митрофан Иванов-Козельский. Шли годы, здание ветшало.
В последнюю четверть XIX в. его вынуждены были дважды ремонтировать, однако все острее стоял вопрос о необходимости строительства нового «достойного здания для дворянского театра». Была создана специальная строительная комиссия. Весной 1909 года был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект. Но ни один из тех, что были предъявлены, не отвечал необходимым требованиям. Тогда было решено просить разработать проект академика архитектуры А.Н. Бекетова.
Перед архитектором стояла непростая проблема: добиться сочетания в одном здании театра и доходного дома с магазинами и рестораном. А.Н. Бекетов успешно справился с задачей. Весной 1910 года началось строительство под руководством инженера А.М. Рыкова. Здание театра и доходный дом с рестораном разработано Бекетовым в духе позднего модернизма с некоторыми отклонениями в сторону неоклассицизма. В цветовом решении наблюдалось влияние традиции раннего модерна: использовались цвета пастельного звучания с четким распределением по объектам. Главный вход в театр был оформлен портиком ионического ордера, увенчанным аттиком со скульптурной группой и грифонами. Художник из Санкт-Петербурга И. Суворов оборудовал сцену и весь антураж переднего занавеса с живописью. Он же выполнил асбестовый занавес и декорации к оперным спектаклям. Все скульптурные работы были проделаны мастерской скульптора О. Якобса.
В марте 1911 года строительство было завершено. 11 апреля состоялось открытие нового здания театра. Издававшийся в Петербурге журнал «Театр и искусство» в 17-м номере за 1911 год сообщал: «Симферополь. 11 апреля состоялось открытие нового долгожданного театра. Театр вмещает около 1150 человек, имея партер и два яруса». На открытие специально была приглашена оперная труппа, давшая спектакль М. Глинки «Жизнь за царя». Также на пасхальной неделе шли опера «Демон», «Русалка» и «Травиата». Всего за один сезон 1911—1912 годов были сыграны 21 драматическая постановка, 16 опер и 18 оперетт.
Бурные события Октябрьской революции и гражданской войны, когда Крым вплоть до 1920 года переходил из рук в руки, отразились и на жизни театра. Волею судьбы в Симферополе в это время оказалось немало талантливых актеров, объединившихся в Товарищество во главе с известным антрепренером В.А. Ермоловым-Бороздиным. Затем Товарищество преобразовалось в Театр Актера, который начал работать с сентября 1919 года. Газета «Южные ведомости» (№ 143 от 21 сентября 1919 года) писала: «Руководители "Театра актера" ведут усиленную подготовительную работу к открытию сезона в Дворянском театре. Художником Живовым пишутся новые декорации под наблюдением главного режиссера П.А. Рудина, работавшего прежде в театре Комиссаржевской...»
В декабре 1920 года театр был объявлен государственным и стал называться Первым Советским. В театре был сильный творческий состав, интересный репертуар: шли пьесы А. Островского, Ф. Шиллера, П. Бомарше. Но условия работы были чрезвычайно тяжелые, в течение зимы 1920—21 гг. театр не отапливался. Актеры болели, голодали. Многим старался помочь прекрасный поэт Максимилиан Волошин, бывший некоторое время членом художественного совета театра. Среди друзей театра в это время было немало ярких личностей, один из них Константин Тренев, известный писатель и тогда еще начинающий драматург. Осенью 1925 года судьба привела в Симферополь молодого талантливого композитора и музыканта Иссака Осиповича Дунаевского. Он стал заведующим музыкальной частью театра. Сезон 1925—1926 гг. открывался премьерой спектакля «Принцесса Турандот». В афише, которая ныне экспонируется в музее театра им. М. Горького, указано: «Специальная музыка И.О. Дунаевского». Симферопольский театр славился тогда на весь Советский Союз.
Во время Великой Отечественной войны ведущая актриса А.Ф. Перегонец и главный художник театра Н.А. Барышев возглавили подпольную группу, которая действовала в театре в годы Великой Отечественной войны. Патриоты, составив план Симферополя, собирали и наносили на него разведанные о военных объектах противника, сообщали населению правдивую информацию о событиях на фронтах. Спасали от отправки в Германию молодежь, обучавшуюся в студии при театре; сохранили тысячи уникальных исторических костюмов. Им удалось уберечь от уничтожения здание театра. В апреле 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя, фашисты казнили подпольщиков. В память о них на фасаде театра установлена мемориальная доска: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н.А., Перегонец А.Ф., Добросмыслову Д.К., Яковлевой З.П., Чечеткину П.И., Озерову И.Н., Ефимовой П.Т., Савватееву О.А.».
Новейший этап в истории театра, начиная с 1972 года, называют эпохой Новикова. Именно тогда коллектив возглавил А.Г. Новиков. За годы руководства Анатолия Григорьевича в театре произошли кардинальные преобразования: отреставрировано основное здание, возведен новый театральный комплекс, созданы Театр юного зрителя и Театр современного балета. Шестнадцать лет продолжалась реконструкция здания театра, инициатором проекта которой был Новиков. В 1995 году строительство было завершено. И как признание заслуг А.Г. Новикова основной сцене театра было присвоено его имя. В январе 2017 года художественного руководителя театра, народного артиста УССР, лауреата Золотой медали им. А. Попова, Почетного гражданина Крыма и Симферополя не стало.
Сегодня Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького — это уникальный комплекс, не имеющий аналогов в Европе. Спектакли идут на шести сценических площадках (основная, новая, камерная, малая, амфитеатр, сцена во дворике). Техническое оснащение сцен, соответствующее новейшим требованиям, их разнообразие, прекрасная акустика все это вместе с интересными режиссерскими решениями и талантливыми актерскими работами позволяет создать запоминающиеся постановки. Театр по праву славится верностью реалистическим традициям русского сценического искусства. Основа репертуара — классическая драматургия. В репертуарной афише произведения А. Островского, Н. Гоголя, А. Грибоедова, А. Чехова, М. Горького, Лопе де Вега.
Адрес: г. Симферополь, ул. Пушкина, д. 15.