«Фаина Раневская. 25 лет в кино» (1962)
Оригинальное название: «Фаина Раневская. 25 лет в кино»
Жанр: документальный, биографический
Ведущая: Анна Шилова
Длительность: 1 час 38 минут
Язык: русский
Производство: Главная редакция телепрограмм ЦТ
Страна: СССР
Год: 1962
Передача вышла на Центральном телевидении к 25-летнему юбилею работы в кино народной артистки РСФСР Фаины Георгиевны Раневской. В нее вошли отрывки из фильмов «Рядовой Александр Матросов», «Человек в футляре», «Мечта», фрагмент спектакля «Шторм». Фаина Раневская рассказывает о происхождении фразы «Муля, не нервируй меня!», о своих мечтах, о ролях в кино и спектаклях. Ведущая передачи — Анна Николаевна Шилова.
Фаина Раневская была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям — увы, кино любило ее только в качестве «характерного персонажа». Почему? Тогдашний министр кинематографии Большаков так объяснял причину в официальном, заметьте, письме: «Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах». Она не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара, однако Британская энциклопедия именно ее имя включила в десятку великих актеров 20-го столетия.
Содержание
00.00.00 — заставка;
00.00.09 — подборка: фрагменты ч/б х/ф с участием актрисы Фаины Раневской;
00.01.22 — диктор Анна Шилова, студия: вступительные слова, посвященные Раневской; дар перевоплощения; начало творческой деятельности;
00.03.02 — фотопортреты (ч/б): театральные образы Раневской — Зинка, «Патетическая соната» Николая Кулиша; Манька-спекулянтка, «Шторм» Владимира Билль-Белоцерковского; Сомова, «Сомов и другие» Максима Горького; бабушка Вера, «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева, Фатьма Нурхан «Рассказ о Турции» Назыма Хикмета; бабушка Антонина Васильевна, «Игрок» по роману Федора Достоевского;
00.03.40 — фотопортреты (ч/б): театральные образы Раневской — Васса Железнова, «Васса Железнова» Горького; Берди, «Лисички» Лилиан Хелман; бабушка, «Деревья умирают стоя» Алехандро Касона;
00.03.50 — Шилова, студия: благородство искусства Раневской — яркость и самобытность образов не являются самоцелью; сокрушительность обличительной силы сатирических образов; умение разглядеть необычные черты своих героинь (в х/ф);
00.05.42 — Шилова, студия: желание Раневской участвовать в передаче о самой себе в качестве телезрителя;
00.06.31 — студия, Шилова обменивается приветствиями с вошедшей Раневской присаживаются за стол. Шатилова просит ее обратиться к телезрителям, Раневская любезно откликается и приветствует телезрителей;
00.07.37 — фрагмент ч/б х/ф «Рядовой Александр Матросов» (военврач Раневская беседует с солдатом пришедшим навестить друга);
00.11.48 — фрагменты ч/б х/ф «Подкидыш» (Раневская с «мужем» Петром Репниным идут по улицам с потерявшейся девочкой);
00.23.12 — Шилова и Раневская в студии. С/х Раневская: причины недолюбливания фильма — передразнивание фразы «Муля, не нервируй меня...»;
00.24.11 — фрагменты ч/б х/ф «Человек в футляре» (Раневская на именинах инспектора гимназии; Раневская музицирует на пианино; сцена обсуждения предстоящего замужества);
00.30.44 — фрагменты ч/б х/ф «Свадьба» (торжества, жених Эраст Гарин разговаривает о приданном с матерью невесты Раневской; Раневская демонстрирует гостям приданое; во время застолья бушует генерал; свадебная процессия движется по городским улицам);
00.42.22 — Шилова и Раневская в студии. С/х Раневская: отношение к роли в х/ф «Мечта» — мечта сыграть сходную роль, сложную, противоречивую и человечную;
00.42.42 — фрагменты ч/б х/ф «Мечта» (выяснения отношений между жильцами с участием Раневской; письмо о замужестве; обвинение Елены Кузьминой в воровстве; Аркадий Кисляков требует деньги; Кисляков в тюрьме);
00.53.23 — фрагмент ч/б х/ф «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (сосед интересуется ружьем Раневской);
00.55.05 — Шилова и Раневская в студии. С/х Раневская: самые любимые фильмы те, в которых снималась с очень хорошими артистами;
00.55.39 — фрагмент ч/б х/ф «Александр Пархоменко» (Раневская в образе таперши);
00.57.16 — фрагмент ч/б х/ф «Дума про казака Голоту» (к Раневской за йодом пришел мальчик);
01.00.12 — фрагменты ч/б х/ф «Золушка» (мачеха Раневская отчитывает за безделье Золушку Янину Жеймо; отъезд на бал; Раневская примеряет «дочерям» туфельку; Раневская показывает дочь Королю; испытание танцем; Король узнает в Золушке девушку с бала);
01.11.57 — Шилова и Раневская в студии. Шилова благодарит Раневскую за яркое искусство (в ответ на что она отвечает, что недостойна); предлагает продемонстрировать образ Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм» Билль-Белоцерковского (Раневская уходит готовиться);
01.13.16 — фрагменты ч/б х/ф «Весна» (экономка Раневская примеряет шляпку и уходит по делам, беседу с Ростиславом Пляттом прерывает вернувшаяся хозяйка квартиры; встреча Никитиной и Шатровой в образе Любови Орловой; Раневская вызывает себе скорую; Раневская обнаруживает Никитину и Шатрову);
01.24.50 — Шилова, студия: предисловие к сцене спектакля «Шторм»;
01.25.00 — студия, сцена допроса Маньки-спекулянтки комиссаром;
01.37.35 — Шилова, студия: заключительные слова — благодарность Раневской, прощание.