Оригинальное название: «Как уходили кумиры. Фаина Раневская»
Жанр: документальный, биография
Авторы: Ольга Копцева, Виктория Агаджанова, Алла Александрова, Марианна Поздирка, Лиля Парфенова
Идея: Виталий Добрусин
Режиссер: Дмитрий Кужаров
Редактор: Елена Щетинина
Оператор: Аршак Акелян
Текст читал: Влад Ветров
Директор: Алексей Горевич
Длительность: 44 минуты 46 секунд
Язык: русский
Производство: ДТВ
Страна: Россия
Год: 2006
Цикл передач «Как уходили кумиры» на телеканале ДТВ выходил с 2005 по 2007 год. В этом цикле передач рассказывается о знаменитостях, которые ушли из этой жизни. Это актеры, спортсмены и другие известные личности. В этой программе говорится о том, как великие люди России, кумиры недавнего времени провели свои последние дни. Речь идет о выдающихся артистах и режиссерах, поэтах и писателях, телеведущих и мастерах спорта. В основу сюжета положена одноименная книга, написанная Федором Раззаковым, которая стала бестселлером в 2005 году.
Авторы передач говорили: «Иногда складывается такое мнение, что об их жизни известно больше, чем об своей собственной. Их имена известны, ведь они являются знаменитостями и звездами. Но и звездам суждено гаснуть, а люди умирают. Только смерть известных людей является событием, которое не остается не замеченным. А они уходят из этого мира по-разному. Кто-то молодой в расцвете сил и творчества. А некоторые прожили плодотворную долгую жизнь. Но в каком возрасте они бы не покинули нас, их смерить является невосполнимой потерей для страны».
В 2006 году одна из передач цикла была посвящена великой советской актрисе Фаине Георгиевне Раневской. Документальный фильм «Как уходили кумиры:Фаина Раневская» — произведение сильное и пронзительное. Эта история великой русской актрисы, которая никогда не играла главных ролей, но всегда была на первых ролях в жизни, в кино и театре. Фаина Раневская была умным и талантливым человеком. У нее был свой, особый взгляд на искусство. Она создавала образы персонажей таким образом, что они запоминались своей неповторимостью и оригинальностью. Фаина Раневская — это уникальный сплав талантливой актрисы и мудрой женщины. Ее фразы созданы на века. Она способна растопить сердца людей емким словом и согреть добрым словом многие поколения зрителей. Ее роли — золотой фонд мирового кино. Своими ролями в кино и театре ей удалось сохранить яркую память о себе, и она будет жить в памяти народной, как великая русская актриса. Фильм очарователен и притягателен.
Поклонники — вообще отдельная тема в жизни Раневской. Один из ее приятелей как-то стал свидетелем, как к Раневской подошла дама средних лет и с восторгом спросила: «Скажите, вы — это она?!» На что Фаина Георгиевна ответила: «Да, я — это она». В другой раз очередная почитательница принялась выведывать домашний телефон любимой актрисы. «Откуда я знаю? — сказала Раневская. — Я же не звоню сама себе».
Острый ум и быстрота реакции прославили Фаину Георгиевну едва ли не больше киноролей и работ в театре. За ней записывали, ловили каждое ее слово и... боялись. Потому что реплики Раневской порою звучали как приговор. Особенно доставалось главному режиссеру Театра им. Моссовета Юрию Завадскому, с которым у актрисы были непростые отношения. После награждения Завадского медалью Героя Социалистического Труда Фаина Георгиевна в присутствии всей труппы произнесла: «Ну и где же наша Гертруда?» А зная его отношение к себе, говорила: «Завадский простудится только на моих похоронах». Драматург Виктор Розов, автор знаменитых пьес «Вечно живые», «В день свадьбы» и др., как-то решил прихвастнуть при Раневской: «У моей последней пьесы был такой успех! Перед кассами творилась настоящая битва!» Актриса выслушала его и поинтересовалась: «И как, людям удалось получить деньги назад?»
Актриса Марина Неёлова, часто приходившая к Раневской в последние годы ее жизни, рассказывала: «У нее была стена, сплошь увешанная фотографиями, приколотыми иглами для внутривенных вливаний — Уланова, Шостакович, Пастернак Ахматова, Цветаева... Я спросила: "Как же так — столько замечательных людей прошли через вашу жизнь, почему вы ничего не напишете?" "Я, деточка, написала. Но потом перечитала Толстого, поняла, что он написал лучше, и свои заметки порвала".
"Как вам идет этот халат!" — похвалила я как-то ее наряд. "Деточка, что же мне сейчас может идти, кроме гробовой доски?!" Я продолжала настаивать на своем. Тогда Раневская сказала: "Я поняла, что такое халатное отношение. Это когда встречаешь гостя в халате". Комическое и трагическое переплеталось в ней и на сцене, и в жизни. Хорошо помню ее слова: "Деточка, я так одинока! Все мои друзья уже ушли. Даже Бирман, а уж от него я этого не ожидала".
Прошло столько лет, мы забываем, как назывался фильм, в чем там сюжет, но прекрасно помним, как там сидела она, играя тапершу с папироской — трагически и смешно, так, что хотелось смеяться и плакать. Когда я уходила из ее квартиры, то должна была проверить свои карманы, потому что она норовила засунуть тебе духи, салфеточки. У Фаины Георгиевны была потребность делиться. Дверь в ее квартиру была открыта днем и ночью. Этим пользовались "добрые люди".
Однажды ей позвонил молодой человек, сказав, что работает над дипломом о Пушкине. На эту тему Раневская была готова говорить всегда. Он стал приходить чуть ли не каждый день. Приходил с пустым портфелем, а уходил с тяжеленным. Вынес половину библиотеки. Она знала об этом. "И вы никак не реагировали?" "Почему? Я ему страшно отомстила!" — "Как же?" — "Когда он в очередной раз ко мне пришел, я своим голосом в домофон сказала: "Раневской нет дома".
Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: "Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц". Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: "Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!"»