«Чудак» (1930-е)
Оригинальное название: «Чудак»
Жанр: сатира
Автор: Александр Афиногенов
В ролях: Фаина Раневская и другие
Язык: русский
Страна: СССР
Премьера: 1930-е годы
Фаина Раневская в 1930-х годах в одном из провинциальных театров сыграла в спектакле «Чудак» председательницу завкома Анну Лукиничну Трощину.
О пьесе
«Чудак» (1928 год) — пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм.
Персонажи
• Волгин Борис Петрович — заведующий расчетным столом Загряжской бумажной фабрики, 26 лет.
• Горский Игорь Михайлович — управляющий делами фабрики, 28 лет.
• Лозовская Юлия Георгиевна — машинистка конторы, 21 год.
• Дробный Андрей Викторович — директор фабрики, бывш. пекарь, лет 37—40.
• Трощина Анна Лукинична — предзавкома фабрики, бывш. работница, лет 35.
• Петров Петр Петрович — старый рабочий, партиец.
• Вишняков Федя — рабочий, комсомолец, поэт.
• Мармер Сима — молодая работница, еврейка.
• Котов Василий (Васька-Кот) — рабочий фабрики, лет 30, пришедший год назад из деревни.
• Добжина — работница, пожилая, фабричная ханжа.
• Рыгачев Велемир Галактионович — счетовод конторы, лет 35.
Сюжет
Пьеса А. Афиногенова «Чудак» своеобразно соединяла в себе чеховское и горьковское начала, была произведением лирической, но вместе с тем и остро публицистической драматургии.
Действие происходит в наши дни на бумажной фабрике, в глухой местности. Взволнованным авторским лиризмом овеян образ героя пьесы, энтузиаста Бориса Волгина. Драматург любовно выявляет в этом юноше, скромном счетоводе захолустной бумажной фабрики, черты подлинного строителя социализма, «непартийного большевика». Волгин видит в пятилетке свое родное, кровное дело, всем сердцем верит в его победу. Застенчивый, трогательно беспомощный в том, что касается его личных интересов, он тверд и непримирим в своей борьбе за интересы фабрики, за успех движения энтузиастов. Пусть издеваются над Волгиным чинуши, деляги, карьеристы, называя его «чудаком», «загряжским Дон-Кихотом», он дорог и близок Афиногенову именно своей одержимостью, неукротимым устремлением к новому, искренностью и пламенностью своего порыва в будущее.
Для того чтобы передать зрителю обаяние образа Волгина, богатство его душевной жизни, драматург прибегает к тонкому лирическому подтексту. Интересны в этом смысле печально-шутливые «монологи» Бориса, обращенные к любимой собаке: он прячет в них и грусть из-за неразделенной любви к «Юле — золотистой головке», и досаду на свою «бесхарактерность», и смятение от неудач и преследований, и уверенность, что он «не одинок» и «не чужой в этой горячей жизни».
Лирическая тональность пьесы возникает также благодаря эмоционально насыщенным паузам, поэтичным пейзажным ремаркам, передающим «настроение» сцены, ее психологическую атмосферу (недаром Афиногенов дорожил, например, такой деталью в описании обстановки третьего действия, как «лениво колеблющиеся паруса» на горизонте реки).
В то же время в «Чудаке» отчетливо звучит публицистический, гражданский пафос. Он выражен и в общественно-политической остроте основного конфликта пьесы (борьба энтузиастов против бюрократизма, косности, отсталости), и в резкости сатирических зарисовок (образ «заплесневевшей», погрязшей в бумажном водовороте председательницы завкома Трощиной), и в жарких словесных поединках героя пьесы с идейными противниками (особенно в схватках с воинствующим пошляком и карьеристом Игорем Горским).