«Лисички» (1945)
Оригинальное название: «Лисички»
Жанр: драма
Режиссер: Николай Охлопков
Автор: Лиллиан Хеллман
В ролях: Фаина Раневская, Клавдия Половикова и другие
Язык: русский
Страна: СССР
Театр: Московский театр драмы
Премьера: 1945 год
В 1945 году, через шесть лет после премьеры «Лисичек» на Бродвее, состоялась ее российская премьера: Николай Охлопков выпустил спектакль в Московском театре драмы. Он говорил: "Лисички" — американский "Вишневый сад", только там еще и по морде бьют». Роль Берди (в дословном переводе — "птичка") играла великая Фаина Раневская. В ее исполнении эпизодическая роль вырастала до главной, и спектакль превращался в схватку двух женских характеров — Регины и Берди. Раневская так убедительно сыграла человека «не от мира сего», что зрители ее не только поняли, но и полюбили.
О пьесе
«Лисички» — это драма американской писательницы Лиллиан Хелман, активной участницы антифашистского демократического движения, дважды посещавшей Советский Союз, в ней рассказывается о семействе нуворишей, одержимом жаждой наживы.
Сюжет
Действие происходит в период реконструкции Юга. Главная героиня по прозвищу Берди (Птичка) неоднократно восклицает: «Двадцать два года и ни одного счастливого дня!» Но ее жалоб не слышит никто. Вокруг Верди суетятся абсолютно чуждые ей люди, даже ее муж и сын не понимают, стараются отмахнуться от нее и от ее, как им кажется, надуманных проблем. Верди окружают хитрые и подлые хищники, напоминающие лисичек (перевод не совсем точный — в оригинале название пьесы «Foxies» не имеет такого уменьшительно-ласкательного оттенка, как по-русски). Героиня часто думает о том, стоит ли ей оставаться среди них...
Берди со своими мыслями не нужна никому, в том числе и своему мужу Оскару Хаббарту. В семействе Хаббартов Берди считают странной, а когда она объявит, что решила уйти от своих близких, ее и вовсе сочтут сумасшедшей. «Лисы», окружающие Берди, живут только ради выгоды, и выгода руководит ими всегда. «Перестань трещать!» — говорят они Берди, когда та заводит разговор о «глупостях».
«Почему так злы люди?» — вопрошает Берди, но вопрос ее остается без ответа. Добрая чуткая женщина, она презирает собственного сына Лео, жестокого, расчетливого и бездушного субъекта, как две капли воды похожего на собственного отца. Когда семейство Хаббартов возжелает выгодно женить Лео на Александре, доброй, милой, чуткой девушке из богатой семьи, Берди вмешается, чтобы «открыть глаза» Александре. За что и получит пощечину от собственного мужа, оказавшегося невольным свидетелем этого разговора, после чего не сможет более оставаться с ним под одной крышей.
О спектакле
Актриса Театра драмы Клавдия Васильевна Пугачева вспоминала: «Это была лучшая роль Раневской в те годы. Стержнем этого спектакля стала схватка двух женских характеров — Реджины (которую играла прекрасная актриса Клавдия Половикова) и Берди. Образ Реджины, подлинной главы клана бизнесменов-нуворишей Хаббартов, противостоял образу Берди, мечтательницы из среды аристократов американского Юга. Обе актрисы превосходно сыграли труднейшие партии: Половикова — поражение в победе, Раневская — победу в поражении. Ибо ее Берди — осмеянная, поруганная, униженная — оставалась символом человеческой чистоты и достоинства».