«Сомов и другие» (1954)
Оригинальное название: «Сомов и другие»
Жанр: драма
Режиссер: Ирина Анисимова-Вульф
Автор: Максим Горький
В ролях: Валентина Серова / Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Константин Михайлов, Фаина Раневская и другие
Язык: русский
Страна: СССР
Театр: Академический театр имени Моссовета
Премьера: 1954 год
В 1954 году Фаина Раневская сыграла роль Анны Сомовой в спектакле по пьесе Горького «Сомов и другие». Спектакль был поставлен в Театре имени Моссовета после смерти Сталина, на заре того периода, который до сих пор именуют «оттепель». Однако ничего «оттепельного» в нем не было — в нем, как и в фильме «Ошибка инженера Кочина», как во множестве других произведений сталинской эпохи, описывались козни врагов народа. На сей раз — «буржуазных специалистов», ненавидящих советскую власть и всеми силами вредящих ей. Среди них были жена и мать главного героя Сомова, убеждающие его примкнуть к их заговору.
Артист Театра имени Моссовета Константин Михайлов вспоминал: «В пьесе Горького "Сомов и другие" я играл Сомова, она — мою мать, этакую российскую интеллигентку. В ней были строгость, сдержанность, умение подавлять чужую волю. И высокомерие, рожденное убеждением в своем безусловном, неколебимом превосходстве, особенно над людьми "из народа". Та "выделенность", которая в ее исполнении была убедительной и органичной».
О пьесе
Пьесу «Сомов и другие» нельзя назвать лучшей в творчестве Максима Горького. Это единственная пьеса Горького, написанная на материалах советского времени. Создавал он ее под впечатлением «шахтинского дела» вредителей (1928). Даже в советское время ее редко ставили в театрах. В ней рассказывается о том, как привлеченные к работе на благо социалистического общества «буржуазные» специалисты, тайно ненавидящие советскую власть, мечтают вернуть прежний строй и готовят антисоветский заговор.
Персонажи
• Сомов — инженер, лет 40, говорит суховато; под его сдержанностью чувствуется
• сильное нервное напряжение.
• Анна, его мать — лет 60, женщина бодрая, хороших «манер».
• Лидия — лет 27, ленивые движения, певучий голос, жить ей одиноко и скучно;
• Арсеньева оживляет воспоминания юности её, и потому она тянется к ней.
• Яропегов — лет 40—42, — школьный товарищ Сомова, человек, которого Лидия
• объясняет правильно.
• Богомолов — лет 60, — обижен, обозлен.
• Изотов — лет 55, — картежник, любит поесть, выпить.
• Троеруков — неудавшийся авантюрист, человек, способный на все из мести за
• свои неудачи.
• Титова — лет 45, — толстая, пошлая, неглупая.
• Арсеньева — лет 30, — человек, увлеченный своим делом.
• Терентьев — лет 35, — рабочий, директор завода, добродушен.
• Дроздов — лет 30, — красив, суров, недоверчив.
• Китаев — лет 30.
• Крыжов — за 60 лет.
• Семиков — лет 25—23, — вялый парень.
• Миша — лет 20.
• Дуняша — тоже.
• Людмила — 18—20 лет.
• Фёкла — за 60 лет.
• Лисогонов — тоже.
• Силантьев — лет 45.
Сюжет
События в пьесе разворачиваются приблизительно в середине 1930 года. Николай Сомов — инженер, настроенный антисоветски, враг народа. Его коллеги ему под стать, они стремятся к одной цели — подорвать экономическую мощь Советского Союза и с помощью заграницы восстановить в СССР капитализм. Они скулят от зависти, глядя на энергичных комсомольцев и коммунистов, которые горят на работе, стремятся к приближению светлого коммунистического будущего и совсем не боятся трудностей и препятствий, которые создают им враги. Их не остановить, а идейные противники социализма будут посрамлены. В пьесе затронута и тема фашизма. Лидия догадывается об истинном лице своего мужа и просит друга семьи Яропегова объяснить, что такое фашизм. Тот нехотя объясняет: «Ты знаешь: жизнь — борьба, все пожирают друг друга, крупные звери — мелких, мелкие — маленьких. Фашисты — мелкие звери, которым хочется быть крупными, а маленькие зверьки тоже хотят вырасти. Крупный зверь заинтересован в том, чтоб мелкий был жирнее, а мелкий — в том, чтобы маленький жирел. Для этой... доброй цели необходимо... именно то, что существует, то есть полная свобода взаимного пожирания, а для свободы этой необходима частная собственность — зверячий порядок. Вот большевики и пытаются уничтожить основу зверячьего быта — частную собственность». Лидия вызывает мужа на откровенный разговор. Сомов раскрывает свои карты, лидия считает его взгляды фашистскими и обвиняет мужа в двоерушии. В финале пьесы заговор раскрывается, и Сомова арестовывают чекисты.