«Тот, кто получает пощечины» (1915)
Оригинальное название: «Тот, кто получает пощечины»
Жанр: драма
Режиссер: Илларион Певцов
Автор: Леонид Андреев
В ролях: Илларион Певцов, Фаина Раневская и другие
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Летний театр в Малаховке, Подмосковье
Премьера: осень 1915 года
Спектакль «Тот, кто получает пощечины» стал одной из первых постановок в Малаховском летнем театре осенью 1915 года. В маленькой роли артистки цирка Брике на сцену впервые вышла Фаина Раневская.
О пьесе
Пьеса «Тот, кто получает пощечины» была написана в 1915 году, опубликована в 1916 году. Имеет посвящение «С любовью посвящаю моему другу Сергею Сергеевичу Голоушеву» — публицисту, критику, художнику. В письме к С.С. Голоушеву от 10 сентября 1915 г. Леонид Андреев пишет: «С 17—18 августа я среди болей и прочего сел за работу», — и называет в числе других произведений, законченных за это время, и «Тот, кто получает пощечины» — «большую 4-актную пьесу для Драматического театра. Будет здорово играться и смотреться!» Постановке своей новой драмы в Московском драматическом театре (сад «Эрмитаж») Андреев придавал большое значение: осенью 1915 года он специально приезжал в Москву, чтобы присутствовать на репетициях, а еще ранее написал ряд писем к некоторым актерам этого театра, в которых дал подробные пояснения к пьесе. Особенное внимание в своих комментариях он уделяет характеру Консуэллы. В письме к актрисе Е.А. Полевицкой от 28 сентября 1915 г. он подчеркивает, что в раскрытии его «одна из важнейших задач артистки и режиссера: показать богиню под мишурой наездницы и акробатки».
Персонажи
Консуэлла — наездница (по афише — «Царица танго на конях»).
Граф Манчини — отец Консуэллы.
Тот — клоун в цирке Брике (по афише — «Тот, кто получает пощечины»).
Брике (папа Брике) — директор цирка.
Зинида — укротительница львов, жена Брике.
Альфред Безано — жокей.
Господин.
Барон Реньяр.
Джексон — клоун («Солнце Джексона»).
Тили и Поли — музыкальные клоуны.
Томас, Анжелика и другие артисты и артистки цирка Брике.
Сюжет
Действие происходит в одном из больших городов Франции. В цирк папаши Брике приходит некий господин «не первой молодости, с безобразным, но живым, смелым и несколько странным лицом». По нему видно, что он человек из общества, но господин, предпочитая остаться инкогнито, выражает желание стать клоуном, получающим на манеже пощечины. Хозяин нехотя принимает его, и вскоре выясняется, что клоун под псевдонимом Тот пользуется бешеной популярностью у публики и расположением всей труппы. Автор не раскрывает личности таинственного героя, но введением в сюжет некоего господина со стороны, князя, дает понять, что Тота, в недавнем прошлом — заметной в обществе персоны, — оставила жена и ушла к этому человеку. К молодой очаровательной Консуэлле в цирке неравнодушны все, особенно жокей Безано и привязавшийся к ней Тот. Но отец наездницы, разорившийся граф Манчини, настоял на браке с богатым и толстым Бароном. Известие о выгодной помолвке приурочили к цирковому бенефису Консуэллы. Раздосадованный Тот подсыпает ей в бокал с вином яд. Девушка погибает в день своего бенефиса в присутствии труппы. Ошеломленный Барон застрелился спустя несколько минут. Буквально сразу принимает яд и Тот.
О спектакле
Для Фаины Раневской небольшая роль в этой постановке стала первой на профессиональной сцене. Она играла вместе с талантливым актером Илларионом Певцовым, о чем позднее много рассказывала. Фаина Георгиевна говорила, что именно Илларион Николаевич Певцов стал для нее одним из первых учителей.
Илларион Николаевич очень любил молодежь. После спектакля часто звал молодых актеров и актрис с собой гулять. Он учил их любить природу, внушал, что настоящий артист обязан быть образованным человеком, должен хорошо разбираться в литературе, живописи, музыке. Раневская в точности передавала его слова, обращенные к молодым актерам: «Друзья мои, милые юноши, в свободное время путешествуйте, а в кармане у вас должна быть только зубная щетка. Смотрите, наблюдайте, учитесь».
Певцов пытался убить в молодежи все обывательское, мещанское. Он часто повторял им: «Друзья мои, прошу вас — не обзаводитесь вещами, не давайте им лишить вас свободы, бегайте от вещей». Илларион Николаевич вообще был очень искренним, открытым, бескорыстным человеком. Всей душой ненавидел он стяжательство, жадность, пошлость. Верность его заветам Фаина Раневская пронесла сквозь всю свою долгую жизнь.
Его слова она вспоминала до последнего дня. Он для нее был не просто Певцов, а «милый, дорогой, любимый Илларион Николаевич Певцов». «Я любила и люблю его», — признавалась актриса. И тут же вспоминала чеховские слова: «Какое наслаждение — уважать людей».
А.Л. Шляхов. «Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы»
* * *
Раневской посчастливилось видеть Иллариона Николаевича в пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Эта роль Певцова также запомнилась ей на всю жизнь.
Фаина Георгиевна вспоминала, что когда она узнала о своем участии в этом его спектакле, она, сильно волнуясь и крайне робея, подошла к Иллариону Николаевичу и попросила дать ей совет, касающийся того, что ей следует делать на сцене, если у нее нет ни одного слова в роли. «А ты крепко люби меня, и все, что со мной происходит, должно тебя волновать», — не раздумывая, ответил Певцов. Раневская послушалась — она любила его так крепко, как он попросил.
И когда спектакль окончился, она продолжала громко плакать, мучаясь судьбой его героя, и никакие утешения подруг не могли ее утешить. Тогда кто-то из подруг побежал к Певцову за советом. Добрый Илларион Николаевич пришел в гримерную к Раневской и спросил ее: «Что с тобой, Фаина?» — «Я так вас любила, Илларион Николаевич, так крепко любила вас весь вечер», — всхлипнула Раневская. «Милые барышни, — сказал Певцов, обращаясь к девушкам из той же гримерной, собравшимся вокруг Фаины, — вспомните меня потом: она будет настоящей актрисой!»
А.Л. Шляхов. «Фаина Раневская. Любовь одинокой насмешницы»