«Три сестры» (1920-е)
Оригинальное название: «Три сестры»
Жанр: драма
Руководитель постановки: Владимир Александрович Ермолов-Бороздин
Режиссер: Павел Рудин
Автор: Антон Павлович Чехов
Художник: Живов
В ролях: Фаина Раневская и другие
Язык: русский
Страна: Советская Россия
Театр: «Первый советский театр», Симферополь
Премьера: 1920-е годы
В начале 1920-х годов в «Первом светском театре» в Крыму поставили спектакль «Три сестры» по одноименному произведению Антона Павловича Чехова. Фаина Раневская сыграла в нем две роли — одну из сестер Ольгу и Наташу, жену Андрея.
О пьесе
«Три сестры» — пьеса в четырех действиях А.П. Чехова, написанная в 1900 году. Впервые была опубликована в журнале «Русская мысль», № 2 за 1901 год; с изменениями и поправками вышла отдельным изданием в том же году в издательстве А.Ф. Маркса. Написанная по заказу Московского Художественного театра и впервые представленная публике 31 января 1901 года, пьеса Чехова уже более ста лет не сходит со сцены — как в России, так и за рубежом.
Персонажи
• Прозоров Андрей Сергеевич.
• Наталья Ивановна, его невеста, потом жена.
• Его сестры: Ольга, Маша, Ирина.
• Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши.
• Вершинин Александр Игнатьевич, подполковник, батарейный командир.
• Тузенбах Николай Львович, барон, поручик.
• Солёный Василий Васильевич, штабс-капитан.
• Чебутыкин Иван Романович, военный доктор.
• Федотик Алексей Петрович, подпоручик.
• Родэ Владимир Карпович, подпоручик.
• Ферапонт, сторож из земской управы, старик.
• Анфиса, нянька, старуха 80 лет.
Сюжет
Действие первое
Три сестры — Ольга, Маша и Ирина — и их брат Андрей, интеллигентные, прекрасно образованные люди, живут в губернском городе, где, как скажет позже Андрей, люди только «едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством». Старшая из сестер, Ольга, — учительница женской гимназии, но работа не приносит ей радости: «За эти четыре года, пока служу в гимназии, я чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям и силы, и молодость». Маша в 18 лет была выдана замуж за учителя гимназии Кулыгина и, хотя муж преданно любит ее, несчастлива в своей семейной жизни. Младшая, двадцатилетняя Ирина, мечтает о жизни наполненной, но не находит себе применения, как не находит и человека, которого смогла бы полюбить. Одиннадцать лет назад их отец, генерал, получив назначение, увез дочерей в этот город из Москвы; но год назад генерал умер — с его смертью для Прозоровых закончилась обеспеченная и беззаботная жизнь. Действие пьесы начинается в день окончания траура по отцу, совпавший с именинами Ирины: настало время задуматься о дальнейшей жизни, и, тяготясь бездуховностью и пошлостью провинциального быта, Прозоровы мечтают вернуться в Москву.
На именины Ирины в доме Прозоровых собираются гости, в их числе влюбленные в Ирину офицеры Солёный и Тузенбах; вслед за ними приходит их новый батарейный командир — подполковник Вершинин. Он тоже москвич и когда-то давно бывал в московском доме Прозоровых. Между ним и Машей с первой же встречи зарождается взаимное влечение; как и Маша, Вершинин несчастлив в браке, но у него две малолетние дочери. Приходит и возлюбленная Андрея — Наташа; провинциальная барышня, шокирующая Ольгу своими безвкусными туалетами, пока она чувствует себя в этом обществе неуютно...
Действие второе
Прошло время, Андрей женился на Наташе, у них родился сын. Андрей, когда-то подававший большие надежды, видевший себя профессором Московского университета, забросил науку; теперь он секретарь земской управы, и самое большее, на что он может надеяться, это — стать членом земской управы. В тоске он пристрастился к картам и проигрывает крупные суммы.
Ирина служит телеграфисткой, но труд, о котором она когда-то мечтала, не приносит ей удовлетворения; она по-прежнему стремится в Москву. Наташа вполне освоилась в доме Прозоровых и подчинила себе Андрея. Для своего ребенка она «на время» присмотрела комнату Ирины, которая, как считает Наташа, может пожить и в одной комнате с Ольгой...
Штабс-капитану Солёному Ирина кажется единственным человеком, который способен его понять; он объясняется девушке в любви; но своими грубыми манерами Ирине Солёный внушает только страх и неприязнь. Отвергнутый офицер заявляет, что счастливых соперников у него быть не должно: «Клянусь вам всем святым, соперника я убью...»
Действие третье
В начале третьего действия — авторская ремарка: «За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно». Прозоровых это бедствие не коснулось — в их пока еще гостеприимном доме находят себе прибежище пострадавшие от пожара.
Ольга и Ирина живут в одной комнате. Наташа осваивается в роли хозяйки; теперь она выживает из дома старую няню Прозоровых — Анфису, которая в свои 82 года уже не может работать: «лишних в доме быть не должно». Ольга в своем сочувствии к няне не может докричаться до Натальи. Погрязший в долгах Андрей без ведома сестер заложил в банке их общий дом, все деньги присвоила Наталья.
Маша и Вершинин любят друг друга и тайно встречаются, — муж Маши, Кулыгин, старается делать вид, будто ничего не замечает. Тузенбах тем временем покинул военную службу; новую жизнь он хочет начать в другом городе, на кирпичном заводе, и зовет с собой Ирину.
Ирина, которой пошел уже двадцать четвертый год, служит в городской управе и, по собственному признанию, ненавидит, презирает все, что только дают ей делать. «Работаю уже давно, — жалуется она Ольге, — и мозг высох, похудела, подурнела, постарела, и ничего, ничего, никакого удовлетворения, а время идет, и все кажется, что уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь все дальше и дальше, в какую-то пропасть». Ольга советует сестре выйти замуж за Тузенбаха и уехать с ним.
Действие четвертое
Прошло пять лет с тех пор, как Прозоровы именинами Ирины отметили окончание траура. Ольга стала начальницей гимназии и редко бывает дома — живет в гимназии. Наталья родила Андрею дочь и хочет поселить ее именно в той комнате, которую занимает Ирина. «В ней есть... нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шаршавого животного. Во всяком случае, она не человек», — говорит о жене Андрей, не оказывая ей, однако, никакого сопротивления.
Ирина в конце концов приняла предложение Тузенбаха; ей глубоко симпатичен барон, но любви нет, — и тем не менее у нее «точно выросли крылья на душе»: она сдала экзамены на учительницу, завтра они с бароном обвенчаются и покинут этот город, этот ставший чужим дом, начнется новая, осмысленная жизнь. Тем более счастлива Наталья: с отъездом Ирины она останется в доме «одна» и сможет реализовать свои планы — что вырубить и что посадить в саду Прозоровых, она давно уже решила.
Отвергнутый Солёный провоцирует ссору и вызывает Тузенбаха на дуэль. Старому другу семьи Прозоровых, ко всему равнодушному доктору Чебутыкину, с одной стороны, жаль барона, он хороший человек, но с другой, «одним бароном больше, одним меньше — не все ли равно?».
Бригаду, в которой служат Вершинин и Солёный, переводят в Польшу. Полк батарея за батареей покидает город; уходит Вершинин, тяжело прощаясь с Машей, готовится к отъезду и Солёный, но прежде он должен наказать счастливого соперника. «Я не пил сегодня кофе. Скажешь, чтобы мне сварили», — с этими словами, обращенными к Ирине, Тузенбах отправляется на дуэль.
Доктор Чебутыкин сообщает сестрам о том, что барон убит на дуэли. Под бравурные военные марши полк покидает город — сестры остаются одни. Пьеса завершается словами Ольги: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!».