Алиса Коонен (1889—1974) и Александр Таиров (1885—1950)
Фаина Раневская познакомилась с актрисой Алисой Коонен в 1910 году в Евпатории. Фаине было четырнадцать лет, она отдыхала со своими родителями в Крыму. Сама Раневская позднее вспоминала: «К этому времени у меня состоялось одно из определяющих жизненный путь знакомств. В Евпатории я встретила Алису Коонен — одну из самых выдающихся актрис Москвы, супругу и соратницу Таирова. Красавица и умница, безумно талантливая Алиса отнеслась ко мне хорошо. Ниночка Сухоцкая, единственная, кто сейчас остался со мной рядом, — ее племянница, тогда бывшая совсем маленькой девочкой».
Нина Сухоцкая позднее рассказывала о том времени: «1910 год. Крым. Евпатория. Жаркие летние дни. В большом тенистом саду белый, увитый виноградом одноэтажный домик. Здесь живет с семьей доктор Андреев — главный врач недавно открывшегося туберкулезного санатория. Каждое утро из дома выходят две девочки — дочери Андреева — и с ними сестра его жены — молодая актриса Художественного театра Алиса Коонен, приехавшая в отпуск. Все трое знают, что у калитки в сад, как всегда, их ждет обожающая Алису Коонен Фаина — девочка-подросток с длинной рыжеватой косой, длинными руками и ногами и огромными лучистыми глазами, неловкая от смущения и невозможности с ним справиться... Девочка эта — Фаина Раневская. Актриса, которую она обожает и ради встреч с которой приехала в Евпаторию, — Алиса Коонен. Обняв Фаину, Алиса направляется к морю, за ними — в больших соломенных панамках, как два грибка, — идут девочки. Это я и моя старшая сестра Валя, тоже "обожающая" свою молодую тетю Алю и ревнующая ее к Фаине. Мне в то время было четыре года, Фаине — пятнадцать лет. Не могла я тогда догадываться, что это знакомство перейдет в большую, пожизненную дружбу. После тех евпаторийских встреч я в течение ряда лет лишь изредка встречала ее у моей тетки Алисы Коонен, но эти дни живо сохранились в памяти».
Когда в 1915 году Раневская переехала в Москву, она ходила на все спектакли в Камерный театр Таирова и Коонен, открывшийся примерно в то же время. Через много лет она говорила: «Мне посчастливилось быть на спектакле "Сакунтала", которым открывался Камерный театр. Это было более полувека назад. Роль Сакунталы исполняла Алиса Коонен. С тех пор, приезжая в Москву (я в это время была актрисой в провинциальных театрах), неизменно бывала в Камерном театре, хранила преданность этому театру, пересмотрев весь его репертуар».
Через шестнадцать лет, уже после того, как Фаина Георгиевна поработала во многих провинциальных театрах, она решила попроситься на работу к Таирову: «Все это было так празднично, необычно, все восхищало, и мне захотелось работать с таким мастером, в таком особом театре. Я отважилась об этом написать Александру Яковлевичу (Таирову), впрочем, не надеясь на успех моей просьбы. Он ответил мне любезным письмом, сожалея о том, что в предстоящем репертуаре для меня нет работы. А через некоторое время он предложил мне дебют в пьесе "Патетическая соната". В спектакле должна была играть А. Г. Коонен. Это налагало особую ответственность и очень меня пугало».
В архиве Раневской сохранилось ответное письмо Александра Таирова: «Дорогая Фаина Георгиевна! Я получил Ваше письмо и по-прежнему хотел бы, всячески, пойти навстречу Вашему желанию работать в Камерном театре. Полагаю, что это осуществится. К сожалению, не могу в настоящую минуту написать об этом категорически, так как я должен несколько ориентироваться в дальнейшем нашем репертуаре, с тем чтобы у Вас была работа, и, с другой стороны, немедленному разрешению вопроса мешают осложнения, возникшие в связи с затянувшимся открытием театра. Во всяком случае, оба эти вопроса к июню, когда Вы собираетесь быть в Москве, отпадут, и я полагаю, что когда Вы будете в Москве, мы сможем уже на месте все окончательно выяснить. Сезон мы предполагаем открыть в первой половине мая и будем играть все лето без перерыва, так что я буду все время в Москве и мы с Вами увидимся тотчас же по Вашем приезде. Напишите, когда Вы будете в Москве».
В Камерном театре Раневская сыграла роль проститутки Зинки в пьесе «Патетическая соната». Это был ее дебют в Москве и Фаина Георгиевна на всю жизнь сохранила чувство благодарности к режиссеру Таирову за то, что он помог ей справиться с этой ролью. Она вспоминала, что по ходу действия спектакля ей приходилось играть на высоких конструкциях, и это при том, что она страдала боязнью высоты. Таиров увидел страх молодой актрисы и стал ее подбадривать, хвалить. Слова режиссера помогли Фаине преодолеть неуверенность в себе.
Еще из воспоминаний Раневской: «В день премьеры, прошедшей с большим успехом, я не смогла (просто не решилась — было страшно) спуститься на поклоны с моей верхотуры и кланялась, стоя наверху, под колосниками. Когда занавес закрылся и аплодисменты стихли, я увидела, что Александр Яковлевич, запыхавшись, быстро, хотя и с трудом, поднимается по узкой, шаткой лестнице ко мне. Взволнованный, он обнял и поздравил меня».
Несмотря на то, что Раневская ушла из Камерного театра, она продолжала поддерживать дружеские отношения с Таировым и Коонен. Театр закрыли в 1949 году и Фаина Георгиевна рассказывала об ужасе в глазах великого режиссера, когда он прибегал к ней и растерянно спрашивал: «Везде висят мои афиши, расклеены по всему Тверскому бульвару, разве театр закрыт?!» Да, театр был закрыт, это свело Таирова с ума.
Раневская говорила о том страшном времени для режиссера и его главной актрисы: «...Вскоре после закрытия театра Алиса сказала: "Фаина, если бы был жив Станиславский, неужели я бы осталась без театра?" Она сдерживала слезы, говоря это. Я умоляла Завадского пригласить Алису, он решительно отказал. Таиров был уже смертельно болен... После кончины обезумевшего от горя Таирова Алиса попросила меня пойти с ней в суд, где бы я свидетельствовала, что они были долгие годы вместе, что это было супружество; эта формальность была необходима для ввода Алисы в права наследства. Когда мы после этой процедуры шли обратно, она долго плакала, уткнулась мне в плечо. Она сказала: "Нас обвенчали после его смерти". Такой человечной — я увидела ее впервые. Свое одиночество она скрывала от всех».
Биография
Александр Яковлевич Таиров
Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит) — российский и советский актер и режиссер. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949), Народный артист РСФСР (1935). Александр Таиров родился 24 июня 1885 года в Ромнах Полтавской губернии в еврейской семье. Мать, Мина Моисеевна, рожала первенца у родителей в Ромнах, нуждаясь в помощи из-за слабости здоровья. Отец, Яков Рувимович, руководил двухклассным еврейским училищем в Бердичеве, где прошло детство Александра.
Еще в детстве Саша увлекся театром и вскоре стал руководителем школьного театрального коллектива. «Впервые активно я был задет театром, когда мне примерно было лет восемь или девять: вместе со своими сверстниками я был на спектакле братьев Адельгейм, когда играли "Фауста". Я не помню впечатления от самого спектакля, но, очевидно, он пробудил во мне мои театральные инстинкты, потому что после этого в садовой беседке вместе со своими товарищами я разыгрывал импровизации на тему о Фаусте, причем я изображал Валентина», — писал в своей автобиографии Александр Яковлевич Таиров.
По настоянию родителей 10 лет учился в Киевском и Петербургском университетах на юриста, совмещая учебу с театральной деятельностью. Решив связать себя с театром, взял фамилию Таиров и перешел в лютеранство, чтобы не быть стесненным чертой оседлости. В это же время женился на своей двоюродной сестре Оле, студентке физмата Бестужевских курсов. Через год у них родилась дочь Мурочка.
На сцене Таиров дебютировал летом 1904 года — в Драматическом товариществе под руководством А.Н. Лепковской, сыграв Петю Трофимова в «Вишневом саде» А.П. Чехова. В 1905 году играл в труппе М.М. Бородая в Киеве. В сезон 1906—1907 гг. был актером театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года Таиров играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре П.П. Гайдебурова, где начал режиссерскую деятельность, поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и «Дядя Ваня».
В 1913 году Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставил, чтобы в том же году поступить в Свободный театр К.А. Марджанова. Поставил здесь спектакль «Желтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера.
В 1914 году Таиров вместе с женой и актрисой Алисой Коонен и группой молодых актеров создал Камерный театр, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь. Спектакль «Сакунтала» Калидасы, поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914 года, в день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Подобно большинству своих современников, Александр Таиров стремился к единству театра с музыкой, балетом и живописью, этими «смежными» видами искусства. Он часто повторял, что Камерный театр задумывался и создавался в противовес театрам Натуралистическому (под Натуралистическим театром подразумевался Московский Художественный театр) и Условному (имелись в виду искания Мейерхольда). Свой театр Таиров обозначал как «театр эмоционально-насыщенных форм», или театр неореализма.
«Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей... Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились — напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», — писал Александр Таиров.
Репертуарными спектаклями Таирова были также: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Премьера «Саломеи» состоялась за три дня до начала революционных беспорядков.
В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трехгрошовая опера», которую ему передал сам автор. На русский язык пьеса была переведена в 1928 году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года.
В 1937 году поступает указание: объединить Камерный театр Таирова и Реалистический театр под руководством Н. Охлопкова. Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр.
В годы Великой Отечественной войны Таиров и Алиса Коонен вместе с «Камерным театром» были эвакуированы в г. Балхаш Казахской ССР, а затем в апреле 1942 года в г. Барнаул (Алтайский край). В 1942 году А. Таиров вошел в состав Еврейского антифашистского комитета.
26 августа 1946 года выходит постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию. 9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, даже несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра он был награжден орденом Ленина. В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен Таиров был переведен в Театр им. Вахтангова, но к работе не приступил. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина и тем самым прекратил свое существование.
Александр Яковлевич Таиров скончался 25 сентября 1950 года в Москве после непродолжительной тяжелой болезни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Алиса Георгиевна Коонен
Алиса Георгиевна Коонен (1889—1974) — русская советская актриса, Народная артистка РСФСР (1935), жена Александра Яковлевича Таирова. Алиса Коонен родилась 17 октября 1889 года в небогатой семье в Москве. Ее отец, сын бельгийца и польки Георгий Коонен, был судебным поверенным, но клиентов имел лишь из числа соседей по дому. Мать, Алиса Львовна, из состоятельной польской семьи, хороший музыкант, но слабое здоровье и большая семья лишили ее возможности давать уроки. После замужества родственники матери разорвали с ней отношения, сочтя ее брак позором для семьи.
Алиса с детства мечтала стать актрисой. В 16 лет она поступила в театральную школу при МХТ, училась у Станиславского. Ей покровительствовал меценат Николай Тарасов. Впервые вышла на сцену МХТ в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). В 19 лет сыграла свою первую большую роль — Митиль в спектакле «Синяя птица» по Метерлинку (1908). В 1913 году она покинула МХТ и ушла в Свободный театр Марджанова. Это вызвало конфликт со Станиславским, который обвинил артистку в легкомыслии. Она предпочла легендарную сцену новому и никому не известному театру, основал который бывший актер и режиссер того же МХТ.
В Свободном театре актриса познакомилась с Александром Таировым, своим будущим мужем. Молодой режиссер был приглашен Марджановым для постановки спектакля «Покрывало Пьеретты». Основатель театра прочил на главную роль Алису Георгиевну. Так началось сотрудничество Коонен и Таирова. Постепенно Александр Яковлевич стал провожать ее домой после репетиций, их общение выходило за рамки просто работы. Свободный театр просуществовал всего один сезон. Гонорар, полученный при закрытии театра, Коонен решила истратить на поездку во Францию. Таиров предложил ехать вместе.
С тех пор Коонен и Таиров не разлучались. В 1914 году на Тверском бульваре, 23 открылся Камерный театр. Здесь Алиса Коонен всегда была на первых ролях. Она славилась как актриса широчайшего диапазона. Но прежде всего — своими трагическими ролями. Во время легендарных гастролей Камерного театра в Париже в 1923 году Коонен играла Федру для французской публики. Разумеется, артистка была «носителем» всех передовых идей Таирова. Воспитывая в себе «синтетического» актера, Коонен научилась классическим танцам, фехтованию, жонглированию, пантомиме...
Последний раз она вышла на сцену Камерного в мае 1949 года, в спектакле «Адриенна Лекуврер». После театр закрылся. Таиров был переведен на должность режиссера Театра им. Е.Б. Вахтангова. Алиса Коонен последовала вслед за ним, но к работе в театре они так и не приступили. В январе 1950 года Коонен и Таирову были установлены персональные пенсии союзного значения. Их квартира находилась в том же здании, что и театр. Но они чувствовали себя отгороженными от него мощной непреодолимой стеной. В августе 1950 года в результате реорганизации Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. Таиров скончался в сентябре того же года. Коонен пережила его на 24 года. За это время она выступала с поэтическими вечерами и творческими концертами, написала автобиографию «Страницы жизни».
Алиса Коонен умерла 20 августа 1974 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.