Елена Антоновна Камбурова (род. 1940)
Особое место среди друзей Раневской занимала Елена Камбурова. Они познакомились в 1970-е годы, когда Камбурова еще только создавала свой уникальный жанр — сплав песни, музыки и актерской игры. В книге Алексея Щеглова приводится запись из дневника Раневской: «Талантливая Елена Камбурова. Услыхала ее однажды по радио, и я туда писала о ней с восхищением. Ее преследуют за хороший вкус». Тогда же Раневская написала в исполком Моссовета письмо в поддержку певицы.
О своем знакомстве с Раневской Камбурова рассказывала: «Фаина Георгиевна приехала на гастроли в Ленинград и включила в гостиничном номере радио в тот самый момент, когда я начала читать "Нунчу" (инсценировка рассказа М. Горького)... Судьбе или случаю (уж не знаю, как назвать) было угодно, чтобы мы встретились. Появился один человек и говорит: "Я еду сегодня к Раневской. Хочешь посмотреть, как она живет?" Раневская обычно говорила: "Я страшна в гневе". И нас она встретила без всяких любезностей. Первое тепло пошло, когда она спросила моего спутника: "А это кто?" Я назвалась и, в свою очередь, спросила, писала ли она письмо о моей "Нунче" на радио. Настроение Раневской переменилось на 180 градусов: "Деточка, как хорошо, что Вы не фифа"... А когда мы уходили, Раневская сказала: "У Вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос. Скромность". Я, наверное, больше не пришла бы к ней: благословила — и все. Но надо было подписывать какое-то письмо. Я взялась отнести его на Южинский переулок. И то ли она увидела мое отношение к ее собаке (а я безумно люблю животных), то ли что-то еще, но Фаина Георгиевна сказала мне: "Приходите..."».
С годами их отношения стали настолько теплыми, что три последних года своей жизни Раневская встречала Новый год у себя дома вдвоем с Еленой Камбуровой. Елена Антоновна вспоминает: «Фаина Георгиевна очень по-доброму относилась ко мне. Очень жалею, что у меня не было возможности часто бывать у нее: у нас тогда были большие плановые гастроли, работали мы за символические деньги, ездили по всему Союзу, и я возвращалась в Москву измученная... Один только раз я была под ее гневом: пересказала с непечатными словами одну ее остроумную фразу другим людям. "Как вы могли! Вы же знаете, что я ни одного подобного слова не употребляю!.." Я написала ей покаянное письмо, и в письме — что-то о Пушкине, нашем боготворимом Пушкине. Получив письмо, она сразу же мне позвонила: "Все-все-все, прощаю-прощаю-прощаю".
В преддверии 1984 года, оказавшегося последним в жизни Фаины Георгиевны, я пришла к ней домой, чтобы встретить праздник вместе. Она лежала, чувствовала себя очень слабой. Так уж сложилось, что ни одно наше свидание, ни одна беседа не обходились без слова Пушкина. И на этот раз Раневская попросила почитать что-то из Пушкина. В двенадцатом часу она закрыла глаза и уснула».
После смерти Раневской на ее могиле на Новом Донском кладбище появилась бронзовая фигурка собаки — ее Мальчика. Долгое время никто не знал, откуда взялась собака, и только потом выяснилось, что ее установила Елена Камбурова. Она, всегда любившая животных, позаботилась о том, чтобы Фаина Георгиевна и после смерти не разлучалась со своим любимцем.
Биография
Елена Антоновна Камбурова — советская и российская певица и актриса, защитник животных. Народная артистка России (1995). Лауреат Государственной премии России (1999). Основатель и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии (с 1992).
Елена Антоновна Камбурова родилась 11 июля 1940 года в Новокузнецке (в то время он назывался Сталинском и входил в Новосибирскую область) в семье инженера Антона Семеновича Камбурова (1908—1967), и врача Лидии Марковны Захаровой (1911—2000). Брат — Владимир Антонович Камбуров, инженер. Их предки — греки Приазовья. Ее предки со времен Екатерины Великой жили в Крыму, потом разъехались, разбрелись, и будущие ее родители появились на свет под Макеевкой (ныне это Донецкая область Украины). Все родственники Елены Камбуровой относились к деревенской интеллигенции: учителя, лица духовного звания, писари. Бабушка по линии матери очень любила петь. У мамы, врача-педиатра по профессии, был красивый голос. Отец, инженер, в молодости играл на гитаре и очень хорошо пел.
Детство Елены Антоновны прошло в городе Хмельницком на Украине. Она мечтала стать драматической актрисой, серьезно увлекалась поэзией. После школы поступила в Киевский институт легкой промышленности, через два года бросила учебу и приехала в Москву поступать в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Несмотря на поддержку председателя экзаменационной комиссии народной артистки СССР Цецилии Мансуровой, преподававшей в те годы в училище актерское мастерство, третий тур Камбурова не прошла: яркая индивидуальность абитуриентки не вписывалась в рамки привычных амплуа драматического театра. Тогда и проявился характер: чтобы остаться в Москве, Елена пошла работать на стройку.
На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады (окончила в 1966 году). Высшее образование получила позднее, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИС имени А. Луначарского. Однажды преподаватель училища Сергей Каштелян показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. Песня Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер» стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории.
Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы. Судьба свела ее с талантливой пианисткой и композитором Ларисой Критской. Вместе с Ларисой Критской на фирме «Мелодия» в 1970 году был записан первый сольный диск-гигант Елены Камбуровой. С Ларисой Критской Елена Камбурова сотрудничает и по сей день. В начале 70-х в результате работы с композитором Микаэлем Таривердиевым в репертуаре Камбуровой появился цикл песен на стихи Григория Поженяна и цикл на стихи А. Вознесенского по мотивам романа Э. Хемингуэя под названием «Прощай, оружие».
Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Ее пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют авторская сопричастность и импровизация. С середины 1970-х годов значительную часть репертуара Камбуровой составляют песенные циклы композитора Владимира Дашкевича. Вместе с Владимиром Дашкевичем в 1982 году Елена Камбурова выпустила пластинку «Послушайте», на нем собраны песни Дашкевича на стихи Ф. Тютчева, М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Маяковского и др.
Певица много гастролирует по России и за рубежом: с огромным успехом проходят ее концерты в Финляндии, Португалии, Великобритании, США, Канаде, Германии, Нидерландах, Греции, Израиле, Швеции. С Еленой Камбуровой постоянно на сцене ее музыканты: лауреат Всероссийского конкурса пианистов, заслуженный артист России Олег Синкин, дипломант международного конкурса классической гитары в Брюсселе Вячеслав Голиков. В последние годы она принимает участие в концертах музыкального проекта «Имена на все времена» в России.
Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актерское мастерство — те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром»; ее голос, всегда очень разный и в то же время всегда узнаваемый, не похожий ни на какой другой, звучит более чем в 100 кинофильмов и мультфильмов — Камбурова поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди ее закадровых работ в кино — «Пассажир с Экватора», «Пони бегает по кругу», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Однажды двадцать лет спустя», «Гардемарины, вперед!», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др. В 1974 году исполнила главную песню «Мальчишки и девчонки» для Киножурнала «Ералаш», а в 1988 году — колыбельную «Спи, моя радость, усни» в передаче «Спокойной ночи, малыши».
Среди актерских работ певицы роли в фильмах-концертах «Монолог» (1970), «Прощай, оружие» (1972), «Поет Елена Камбурова» (1984), «Мой театр» (1989), в художественных фильмах — «Театр неизвестного актера» (1976), «Клоун» (1980), «Воспоминание» о Владимире Высоцком (1986), «Мой нежно любимый детектив» (1986) и других.
С 1992 года Елена Камбурова — художественный руководитель созданного ею Театра музыки и поэзии. Первым опытом в театре стал спектакль «Игра снов» (режиссер В. Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году. На сегодняшний день в репертуаре Театра Музыки и Поэзии более 30 спектаклей, в том числе и для детей.
Награды и премии
Заслуженная артистка РСФСР (1983);
Премия Московского комсомола (1968);
Народная артистка Российской Федерации (1995);
Государственная премия Российской Федерации (1999);
Царскосельская художественная премия (1999) — за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей;
Орден Преподобного Сергия Радонежского III степени (2005);
Орден Дружбы (2006);
Почетная грамота Правительства Москвы (2010);
Орден Почета (2010) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
Памятный знак «Человек тысячелетия» (2011);
Премия «Своя колея» (2012);
Международная премия Станиславского (2013) — в номинации «За организацию театрального дела»;
Золотой диплом Славянского форума искусств «Золотой Витязь» (2013).