Галина Уланова (1910—1998) и Вадим Рындин (1902—1974)

Фаина Георгиевна Раневская дружила с известной балериной Галиной Улановой и ее мужем художником Вадимом Рындиным. Они были соседями в доме на Котельнической набережной. алексей Щеглов в своей книге воспоминаний рассказывал: «Иногда у Фаины Георгиевны бывала Уланова. Вскоре после войны Фуфа приехала вместе с Галиной Сергеевной на каком-то маленьком тупоносом "форде" сказочно синего цвета на дачу, где мы отдыхали. Уже тогда Фаина Георгиевна знакомила бабушку с Улановой — с необычайно восхищенным уважением. Уланова держала себя удивительно просто. Помню, все пошли гулять к пруду, и там Галина Сергеевна учила меня правильно бросать камешки — "как мальчишки", сбоку, и так, чтобы они при этом летели как можно дальше. В котельнической квартире у Фуфы на стенах ее комнат я видел нежные акварели и темперные этюды: букеты полевых цветов, подаренные Раневской мужем Галины Сергеевны Улановой Вадимом Рындиным, который встретился с Раневской еще у Таирова в Камерном театре, был в восхищении от театра, от Алисы Коонен, был свидетелем московского дебюта Раневской. Он бывал у Раневской иногда один, чаще с Галиной Сергеевной. Они были соседями Фаины Георгиевны — их квартира размещалась там, где и сейчас живет Галина Сергеевна, — в центральном высотном блоке котельнического дома».

Вадим Рындин дарил Фаине Георгиевне множество редких книг, импортных красок, пастелей, голландскую темперу — он был театральным художником, тогда — главным художником Большого театра, часто бывал за рубежом. Фаина Георгиевна очень нежно к нему относилась, называла «Вадим», иногда уменьшительно-ласкательно «Вадимчик».

Биография

Галина Сергеевна Уланова

Галина Сергеевна Уланова — советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Прима-балерина Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (1928—1944) и Государственного академического Большого театра СССР (1944—1960). Балетмейстер-репетитор Большого театра России (1960—1998). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980). Народная артистка СССР (1951). Лауреат Ленинской премии (1957). Четырехкратный лауреат Сталинской премии I степени (1941, 1946, 1947, 1950). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Лауреат премии Президента Российской Федерации (1997). Самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Одна из величайших балерин XX столетия.

Уланова родилась 26 декабря 1909 (8 января 1910) в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Николаевич Уланов, впоследствии стал балетным режиссёром; мать, Мария Фёдоровна Романова, была балетным педагогом в театральном училище.

В возрасте 9 лет Галина Уланова была принята в Петроградское театральное училище (позднее — хореографический техникум), где основными её педагогами стали её мать — Мария Романова (у неё дочь училась первые шесть лет), а затем Агриппина Ваганова. Окончила техникум по классу Вагановой в 1928 году, после чего была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета.

Уже первые выступления Улановой на сцене театра привлекли к ней внимание критиков. В 1929 году, в возрасте 19 лет, она станцевала свою первую партию — роль Одетты в «Лебедином озере». В 1930—1940 годах выступала вместе с Константином Сергеевым, их дуэт в истории русского балета считается образцовым.

В Ленинградском театре им. Кирова среди лучших ролей Улановой были Жизель в одноименном балете А. Адана (1932) и Маша в «Щелкунчике» П. Чайковского (1934). Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного танца Улановой. Крупным артистическим успехом было создание ею образов Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева (1934, балетмейстер Р. Захаров) и Джульетты в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева (1940, балетмейстер Л. Лавровский).

Во время блокады была эвакуирована в Алма-Ату, куда прибыла в 1942 году. Работала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета, где танцевала партии Марии и Жизели, а также выступала в концертных номерах. В 1943 году ей было присвоено почетное звание «Народный артист Казахской ССР».

Ближе к окончанию войны, в 1944 году, Уланова была переведена в Большой театр. Сама она позднее говорила: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли». Уланова была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» (1944), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1947), «Красный мак» (1949).

После окончания войны, в июле 1945 года, Галина Уланова впервые выступала в Вене, исполнив миниатюру «Лебедь», «Вальс» Рубинштейна и Седьмой вальс из «Шопенианы» (партнер — В. Преображенский). Уланова участвовала в первых зарубежных гастролях Большого театра в 1956 году в Лондоне. Она танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных специалистов, они не видели со времён Анны Павловой.

В 1960 году Уланова завершила свою артистическую карьеру. Ее последним спектаклем стала «Шопениана». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.

В 1960—1997 годах, вплоть до конца своей жизни, Уланова работала педагогом-репетитором в Большом театре. Среди ее учеников — такие артисты, как Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Алла Михальченко. Уланова работала также с солистами парижской Оперы, Гамбургского балета, Шведского королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.

Все избранники Улановой были людьми искусства: концертмейстер Исаак Меликовский, режиссер Юрий Завадский, актер и режиссер Иван Берсенев, художник Вадим Рындин. Все браки Улановой, кроме одного — с Юрием Завадским, были фактическими. Детей у нее не было.

Последние годы проживала вместе с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которую называла своей «приемной дочерью». Умерла 21 марта 1998 года в Москве на 89-м году жизни и похоронена на Новодевичьем кладбище.

Вадим Федорович Рындин

Вадим Федорович Рындин — советский живописец, театральный художник, сценограф, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1964; член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1962). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).

Вадим Рындин родился 2 (15) сентября в Москве. В 1918—1922 годах учился в Свободных художественно-технических мастерских в Воронеже, затем, в 1922—1924 годах, во ВХУТЕМАСе. Был членом объединений «Маковец», «Четыре искусства», Общества московских художников, АХРР.

В 1931—1934 годах Вадим Рындин был главным художником Камерного театра, в 1935—1944 годах — Театра им. Е. Вахтангова, в 1944—1947 — Театра им. Маяковского. В 1947 году вернулся в Театр им. Вахтангова, где занимал пост главного художника до 1958 года. Одновременно с 1953 года был главным художником Большого театра Союза ССР.

В работах Рындина конца 1920-х — начала 1930-х годов ощутимо влияние конструктивизма. Затем он сочетал условные конструкции с живописными декорациями, часто использовал как основу оформления спектакля единую сценическую установку. В целом его творчеству присущи романтический пафос, эмоциональная насыщенность и лаконизм образов, тяготение к героико-эпическим решениям и емким метафорам.

С 1965 года преподавал в Институте им. В.И. Сурикова. С 1964 года был действительным членом Академии художеств СССР.

Был мужем Галины Улановой. Умер Вадим Рындин 9 апреля 1974 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.