Любовь Петровна Орлова (1902—1975)

Фаина Раневская дружила с Любовью Орловой в течение сорока лет. Любовь Петровна называла Фаину Георгиевну «Добрым Феем», «Фуфочкой». Познакомились они в 1933 году на «Мосфильме», где снимались в разных фильмах. Фаина Георгиевна была на несколько лет старше Любочки, выглядела солидно и серьезно. Считается, что именно Раневская посоветовала Любочке сниматься в музыкальном фильме «Джаз-комедия» режиссера Григория Орлова. Съемки должны были проводиться в Гаграх, совмещать работу в кино и в театре было невозможно. Фаина Георгиевна, со свойственной ей прямолинейностью посоветовала бросить театр и ехать сниматься в кино. Вполне прагматичный подход: в кино больше шансов стать знаменитой, ведь зрительская аудитория намного больше, чем в театре. Она точно предсказала начинающей актрисе успех: «Вас будут боготворить». Любочка последовала совету, и с тех пор стала называть Раневскую своим «Добрым Феем».

Раневская писала о Любови Петровне: «Сказать про Любочку "добрая" — это все равно, что сказать про Толстого — "писатель не без способностей"». Они вместе проработали долгие годы в театре Моссовета, играли какое-то время в одном спектакле «Сомов и другие». Любовь Петровна относилась к «Фуфе» с неизменным вниманием и нежностью, заботилась о здоровье, писала теплые письма. При всей разнице в темпераментах они сохраняли теплые отношения, держались друг друга. Когда в последние годы у Любови Орловой был долгий творческий простой, Фаина Георгиевна отдала ей свою, может быть, лучшую роль — Этель Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж», которая стала последней творческой удачей Любови Петровны. Фаина Раневская была частой гостьей на даче Орловой и Александрова, в которую допускались только самые близкие друзья семьи.

Во время съемок фильма «Весна» Ф.Г. Раневская нарисовала шарж на саму себя и подарила его Любови Орловой с такой дарственной надписью: «Люблю грозу в начале мая, а в декабре люблю "Весну". Любочке и Гришечке с нежной любовью. Ф. Раневская. Фея. Москва. Зима 1945 г.»

Цитата из письма Любови Петровны Фаине Георгиевне Раневской:

«Дорогой мой Фей!

Очень прошу Вас набраться сил, желания, энергии, самовнушения и, во что бы то ни стало, выздороветь поскорее! Во-первых, я Вас не видела в "Тишине", во-вторых, очень интересная у Вас получается роль у Гр. Вас. в фильме, а самое главное, я могу Вас иногда долго не видеть, но совсем не могу, когда Вы больны. Вспоминаю нашу встречу у Вас в доме (не забыть бы мне спросить, почему-то Вы смеялись по-хорошему надо мной). Как это было симпатично и вкусно. Я очень Вас люблю. Когда Вы сможете — приду. Гр. Вас. шлет Вам самые сердечные приветы, а я обнимаю, целую. Всегда Ваша,

Люба».

После смерти Орловой Фаина Георгиевна напишет: «Любовь Орлова! Да, она была любовью зрителей, она была любовью друзей, она была любовью всех, кто с ней общался. Мне посчастливилось работать с ней в кино и в театре. Помню, какой радостью для меня было ее партнерство, помню, с какой чуткостью она воспринимала своих партнеров, с редкостным доброжелательством. Она была нежно и крепко любима не только зрителем, но и всеми нами, актерами. С таким же теплом к ней относились и гримеры, и костюмеры, и рабочие — весь технический персонал театра. Ее уход из жизни был тяжелым горем для всех знавших ее. Любочка Орлова дарила меня своей дружбой, и по сей день я очень тоскую по дорогом моем друге, любимом товарище, прелестной артистке. За мою более чем полувековую жизнь в театре ни к кому из коллег моих я не была так дружески привязана, как к дорогой доброй Любочке Орловой».

Биография

Любовь Петровна Орлова — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950). Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде (ныне Московская область) в дворянской семье. Ее отец Петр Федорович Орлов (1867—1938), потомственный дворянин, служил в военном ведомстве и имел высокие царские награды. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) (отец Сухотин, Николай Николаевич, начальник Николаевской Академии Генерального штаба, член Государственного совета, генерал от кавалерии), происходила из старинного дворянского рода, состоящего в родстве с семейством графа Л.Н. Толстого.

В 1919—1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К.А. Киппа. Из-за трудного материального положения учеба в консерватории не была окончена. С 1922 года по 1925 год Любовь учится на хореографическом отделении Московского театрального техникума имени А.В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно берет уроки актерского мастерства у педагога Е.С. Телешовой, режиссера Художественного театра. С 1920 года по 1926 год работает преподавателем музыки и тапером в кинотеатрах Москвы.

В 1926 году вышла замуж за Андрея Каспаровича Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). После окончания Московского театрального техникума, с 1926 года по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра (первоначально — Музыкальной студии при МХАТе) под руководством В.И. Немировича-Данченко.

В 1930 году Берзин был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан, где он работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». В 1938 году повторно арестован и заключен в ГУЛАГ. В ссылке Андрей Каспарович пробыл до окончания войны, после чего вернулся в Москву. Умер в 1951 году от рака, в Латвии, где он жил у родственников. О судьбе Берзина после его ареста Орлова ничего не знала, и, уже будучи женой Григория Александрова, просила Сталина узнать о судьбе своего бывшего мужа и помочь ему.

Как артистка хора и кордебалета, Орлова была занята, в основном, в эпизодических ролях. В 1932 году роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой. В 1933 году состоялась встреча Любови Орловой с молодым режиссером Григорием Васильевичем Александровым, которая сыграла решающую роль в ее дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снимал ее в своих фильмах.

Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Роли Орловой в фильмах «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Весна» до сих пор пользуются всенародной любовью. Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана.

В 1934—1945 годах — актриса на киностудии «Мосфильм». В 1945—1949 годах — актриса Государственной студии киноактера, параллельно певица «Гастрольбюро». Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. В 1949—1955 годах — актриса Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактера).

С 1955 года — актриса Академического театра имени Моссовета. Член Союза кинематографистов СССР. В 1974 году снят последний фильм с участием Орловой «Скворец и Лира».

Любовь Петровна Орлова скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.