Верико Ивлиановна Анджапаридзе (1897—1987)
С грузинской актрисой театра и кино Верико Анджапаридзе Фаину Раневскую связывали теплые дружеские отношения. Познакомились они после войны, встречались не так часто, но вели переписку, из которой видно, что Раневская и Верико Анджапаридзе не просто высоко ценили друг друга — обожали. Вот отрывок из письма Анджапаридзе Раневской: «Получила ваше чудесное письмо. Почему оно чудесное? Во-первых, вы здоровы, во-вторых, каждая ваша ласка — как манна небесная, в-третьих, в вас ни чуточки не стало меньше тяги к сцене... А в целом мне очень нужны ваши письма. Они меня будоражат, дразнят. Когда приходит письмо с размашистым почерком на конверте — будто подарок получила... Но вот, дорогая, разболталась я. Сейчас ничего не играю, и не тянет играть ни в какую. Для меня готовят пьесу на основе старинной легенды. Имею предложение на телевидении сыграть миссис Сэвидж и еще одну мать в хрустальном зверинце. Я столько замечательных строк прочла в вашей Сэвидж (как мне хочется ее увидеть). Потому что она ваша — боюсь ее играть... И Михаил Эдишерович (известный режиссер Чиаурели, муж Верико. — М.Г.) очень нежно приветствует вас... Ваша Верико Анджапаридзе».
Раневская не раз советовалась с подругой, посылая ей на одобрение тексты предложенных ей ролей. Вот отрывок из письма Анджапаридзе, отправленного Раневской после прочтения пьесы «Дальше — тишина»: «Текст своеобразно примитивный, и все очарование пьесы в душевном складе двух стариков, и до чего она правдива и на самом деле всегда нужная, злободневная. Я без слез не могу ее читать. Я обязательно ее сыграю. Еще раз спасибо вам за нее! Пьесу на днях я вышлю вам, никому ее в руки не даю, сама же буду ее переводить... Юбилей по поводу 50-летия артистической деятельности, кстати, через год мне стукнет 70, возраст, не требующий комментариев! Многое, многое в вашем письме преувеличено. Клянусь вам, я предельно искренна. Вы перестаньте меня так хвалить... А то я открою свои профессиональные секреты, и вам станет неловко».
В 1958 году Фаина Раневская сыграла бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Альвареса Касоны. Все видевшие этот спектакль восхищались игрой Раневской. Она же, как всегда, оставалась предельно скромной в оценке своего таланта и беспредельно щедрой к коллегам. «Помню, как на вечере в Доме актера, — вспоминает Нина Сухоцкая, — Верико Анджапаридзе показывала сцены из спектакля "Деревья умирают стоя"... Взволнованная игрой Верико, Раневская бросилась к ней, целовала ее, искренне восторгалась ею и всю дорогу домой уверяла меня, что только сейчас поняла, как плохо она сама играет эту роль, и что Верико — актриса гениальная, а она — бездарь!»
Биография
Верико Ивлиановна Анджапаридзе — советская грузинская актриса театра и кино, театральный режиссер, педагог. Народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1979). Лауреат трех Сталинских премий (1943, 1946, 1950).
Родилась 23 сентября (6 октября) 1897 года (по другим данным — 6 октября 1900 года) в Кутаиси (Российская империя, ныне Грузия), в семье нотариуса. С детства воспитывалась в творческой атмосфере. После окончания заведения Святой Нино в Кутаиси училась в Москве, в драматической студии актера Малого театра С.В. Айдарова (1916—1917). Своим первым учителем считала И.Н. Певцова, который готовил с ней роль Саломеи в одноименной пьесе О. Уайльда для своего будущего Музыкального театра драмы.
После возвращения в Грузию училась в студии актера парижского театра «Антуан» Г. Джабадари в Тифлисе (1918—1920). Там встретила своего будущего мужа М.Э. Чиаурели. После распада студии работала в Грузинском театре им. Ш. Руставели (Тифлис) под руководством С. Ахметели (1920—1926). В 1922 году побывала в 5-месячной командировке в Берлине. В 1926—1928 годах играла в Батумском театре под руководством А. Пагава и Рабочем театре Тифлиса.
В 1928 году актриса познакомилась с основоположником грузинского театра К.А. Марджанишвили, который приехал в Грузию со своим знаменитым спектаклем «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Вега. С этого же года — актриса 2-го Государственного драматического театра в Кутаиси (ныне Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили), которым руководил К.А. Марджанишвили. В 1930 году театр был переведен в Тифлис.
В 1932—1933 годах играла в Московском реалистическом театре под руководством Н.П. Охлопкова. С 1933 года снова в Театре имени К.А. Марджанишвили. Работала и как актриса, и как режиссер, в 1957—1960 годах была художественным руководителем театра. Преподавала в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели и театральных студиях.
За долгие годы работы в театре Верико Анджапаридзе создала много незабываемых образов. Гинатре («Гурия Ниношвили» Дадиани, 1934), Джавара и Цыганка («Изгнанник» Важа-Пшавела, 1945), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира, 1951), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына, 1940), Мария Стюарт (одноименная пьеса Шиллера, 1955), Бабушка Эухенья («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 1957), Мать («Мать» К. Чапека, 1965).
С 1923 года снималась в кино. Первая большая работа актрисы на экране (после ряда малозначительных) — роль в фильме ее мужа Михаила Чиаурели «Саба» (1929). Верико сыграла современную грузинскую женщину-труженицу Маро. А темой картины стала борьба за новый быт, за честного рабочего, которую вела семья и комсомольская организация трамвайного парка. Снималась она в основном в фильмах у М.Э. Чиаурели. Сниматься в кино не любила, она не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на ее работу. Лишь роли Русудан (фильм «Георгий Саакадзе») и вдовы в «Отаровой вдове» по драме И.Г. Чавчавадзе она признавала своими творческими удачами, возможно потому, что судьбы героинь были близки ее личной драме — потере уже взрослого сына. Маленьким шедевром стал одноминутный эпизод в фильме «Покаяние» Т.Е. Абуладзе, где актриса произносит всего одну, ставшую афоризмом фразу: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?». Последняя работа в кино — «Семья» Наны Джанелидзе, где создала пронзительный образ горького старческого одиночества.
Верико при жизни стала легендой и классиком грузинского театра и кино. В историю культуры XX века актриса с мировым именем вошла просто как Верико. Иногда ее называют «Матерью Грузии», хотя она обладала непростым независимым характером, взрывным темпераментом, острым саркастическим умом. Прожила почти 90 лет, из них 70 — на сцене. Дружила с Фаиной Раневской, Соломоном Михоэлсом, Марией Бабановой, с Василием Качаловым читала на эстраде «Ричарда III». В 1992 году энциклопедией «Who is Who» (Лондон) включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
Умерла 31 января 1987 года (по другим источникам 30 января) в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда.