Спектакль «Птица, парящая в клетке», посвященный Фаине Раневской, в Минске прошел с аншлагом
В мае 2015 года исполнится год со дня премьеры этой антрепризы Станислава Евстигнеева в Москве: ее играют на сцене ЦДЛ, и среди зрителей обязательно оказываются люди, лично знавшие народную артистку СССР, лауреата трех Сталинских премий Фаину Раневскую. Именно за их реакцией с особым вниманием следят создатели спектакля — автор идеи и продюсер Стелла Самохотова и автор пьесы Софья Лежнева. Реакция бывает разной, но в основном, признается Стелла Георгиевна, «ласкающей слух». А это дорогого стоит, поскольку создали спектакль энтузиастки, в литературном и театральном мире пока неизвестные. Дебют — в полном понимании этого слова.
Что известно о Раневской? Что за 60-летнюю карьеру она сыграла три десятка ролей на сцене и множество второстепенных в кино, получив за мастеровитость титул «королевы эпизода»? Кто не помнит ее гениальной фразы в «Подкидыше» — «Муля, не нервируй меня!», в «Весне» — «Красота — это страшная сила!», фиоритуры злой мачехи в «Золушке», характерный низкий голос «домомучительницы» фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся»? Что почти четверть века Фаина Георгиевна служила в Театре имени Моссовета, на сцене которого сыграла свои самые прославленные роли — миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»)? При этом известно, что о съемках в кино Раневская высказалась: «Деньги съедены, а позор остался», а о жизни вообще — «Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи». Перед создателями спектакля как минимум стояла задача — разобраться во внутреннем мире талантливейшей актрисы и необычайного человека.
Именно события середины 1960-х, происходившие вокруг постановки на сцене Театра имени Моссовета спектакля «Странная миссис Сэвидж», стали содержанием пьесы «Фаина. Птица, парящая в клетке». Название только на первый взгляд может показаться претенциозным. Существование Раневской в театре было действительно непростым — ролей ей не давали, а дав, порой отбирали, как это случилось с миссис Сэвидж. Пьесы и роли она искала сама и предлагала их режиссерам, не всегда встречая ответный импульс. Но за миссис Сэвидж Раневская боролась — и победила. Между первой сценой спектакля и финалом проходит всего полгода, и зрители с интересом наблюдают за тем, что происходит в квартире замечательной актрисы (сценограф Роман Ватолкин), которую постоянно навещают друзья. Ни много ни мало — Любовь Орлова. Образ советской кинозвезды, деликатно созданный Евдокией Германовой, признала родственница Орловой, побывавшая на спектакле. А саму Раневскую, блистательно сыгранную Светланой Коркошко, среди зрителей, одаривающих актрису горячими аплодисментами, признала такая строгая ценительница, знавшая «королеву» лично, как Елена Камбурова.
На протяжении спектакля Орлова и Раневская, дружившие несколько десятков лет, тепло общаются, говорят о сокровенном, поддерживают друг друга. И в этих сценах высвечивается главная черта Фаины Георгиевны — умение дружить и помогать людям. Довольно иронично и отстраненно общается Раневская с представителем театра Владиславом (Игорь Письменный), регулярно доносящим до нее решения начальства. Также в квартире обитает смешная домработница Маруся (Мария Кресина) — и где-то за кулисами любимый пес Раневской Мальчик (в спектакле Мячик). Но, пожалуй, главное общение на протяжении действия у «птицы, парящей в клетке» происходит с ее педагогом и главной наставницей Павлой Вульф (Марина Куделинская), которая то и дело возникает в ее воображении и помогает ей давать оценку событиям, людям, эмоциям. Образ мистический, но совершенно необходимый в этой истории.
Светлана Коркошко не сразу решилась на роль Раневской. Известно, что создатели спектакля обращались ко многим известным актрисам, но ни одна после долгих раздумий не сказала им такое решительное «да», как это сделала Коркошко. Зрителей поражает первое впечатление от появления актрисы на сцене — поразительно похожа! Именно такое ощущение пережила Стелла Самохотова, когда проводила «кастинг» с Коркошко: «Фигура, манеры, типаж — это был человек того времени! Ну а когда вы слышите голос Светланы Ивановны — с характерным низким тембром, вы вздрагиваете еще раз — уж не сама ли Фаина Георгиевна появилась на сцене?!»
На вопрос, как создатели спектакля относятся к тому устоявшемуся представлению о Раневской среди обывателей как о человеке непредсказуемом, способном нелицеприятно и даже грубо выразить свои мысли, Стелла Самохотова отвечает, что Елена Камбурова, никогда не афишировавшая своего знакомства с Раневской, сказала, что Фаина Георгиевна была глубоким, высокоинтеллектуальным, воспитанным человеком, и даже назвала актрису «стеснительной». Она не была склонна к употреблению сленговых выражений и грубых фраз, разве что в силу каких-то обстоятельств. Кроме того, певица заявила, что многие выражения Раневской «просто приписывают». Раневская умела сопереживать людям, любила животных, рисовала, писала, жила насыщенной творческой жизнью. Все эти качества актрисы внимательный зритель увидит в исполнении Светланы Коркошко.
— По моему ощущению, люди давно ждали спектакль о Раневской, — говорит Стелла Самохотова, — построенный не на шуточках, а на попытке понять этого неординарного человека.
Кроме москвичей и минчан спектакль уже увидели на Севере, в Благовещенске, Хабаровске, Магадане, впереди гастроли в Петербурге, Волгограде, Прибалтике, на Кипре и даже в Америке. Люди повсюду рукоплещут Фаине Раневской.