В музее имени Бахрушина открыли выставку, посвященную Раневской
В преддверии 120-летия Фаины Георгиевны, которое отмечалось 27 августа этого года, выяснилось, что знаем об этой актрисе мы не так уж и много. Да, практически все помнят ее по блистательным ролям в «Подкидыше» и «Весне», а уж «домомучительница» Фрекен Бок у каждого из нас ассоциируется исключительно с ее голосом из мультфильма «Карлсон вернулся». Но о ее многогранных театральных ролях массовый зритель практически ничего не знает.
Серьезно пострадал из-за этого и публичный образ актрисы, которую привыкли считать этакой высокомерной эстетствующей балагуршей, не щадящей ради красного словца ближнего своего. А ведь Раневская была трепетной и тонкой натурой, тяжело переживавшей свои (чаще даже мнимые) неудачи и с преувеличенным восторгом относившейся к кумирам. Например, Станиславского, которого она видела вне театрального антуража всего лишь один раз в жизни она всерьез считала своим учителем. А встретив в молодости великую Ольгу Садовскую, она изрядно насмешила ее своими путаными подобострастными высказываниями и категорически нежеланием сидеть в ее присутствии. Об этом курьезном случае рассказано в мемуарах, самой актрисы, представленных на выставке.
Выставлены на экспозиции и артефакты, свидетельствующие о покровительстве Раневской молодым талантливым актерам. Среди них — рукописная страница дневника, посвященная Марине Нееловой. Фаина Гергиевна восхищается «инфантильно-трагическим» даром Нееловой, с досадой пишет о ее промахах и горько сетует, что не может стать ее наставницей, хотя горячо желает этого. Трудно поверить, что эти заметки Раневская сделала уже в начале 80-х — буквально за два года до собственной смерти! Вот вам и «неприступная царственная матрона», каковой ее привык воспринимать обыватель...
Разумеется, на выставке никак нельзя было обойтись без свидетельств, посвященных литературному окружению Фаины Раневской. Все знают, что она дружила с Анной Ахматовой, и в музее Бахрушина, помимо редких фотографий поэтессы, можно увидеть знаменитый ташкентский томик стихов с дарственной надписью. Интереснейшие воспоминания посвящены Максимилиану Волошину, с которым актрису свела судьба в начале лихих 20-х в Крыму. Самоотверженный поэт хоронил умерших от голода людей, чьи трупы валялись прямо на улицах Симферополя, пытался выходить тех, кто еще подавал признаки жизни и писал страшные стихи о том, что Христос в этом году так и не воскрес.
Охотно вспоминая о великих современниках, Раневская наотрез отказывалась сочинять развернутую автобиографию. «Писать о себе плохо — не хочется. Хорошо — неприлично», — эти широко растиражированные ныне слова стали ее жизненным кредо, которому Раневская неукоснительно следовала до конца. Представленную на выставке сухую биографическую справку, написанную рукой Раневской читать попросту скучно — из-за обилия безоценочных голых фактов.
Зато актриса была полноправным соавтором многих своих реплик в театральных и кино-ролях. Экспозиция дает посетителям возможность полностью посмотреть восстановленную короткометражку «Драма» (1960) по Чехову, где Раневская играет вздорную драматургиню Мурашкину, мучающую очеркиста чтением своей графоманской пьесе. Раневская осмелилась дописать чеховский текст — да так удачно, что вдова писателя сползала от смеха со стула.
Визуальная часть выставки, помимо полных фильмов и подборки кинофрагментов, включает в себя также внушительный арсенал фотографий, дающих исчерпывающее представление о фильмах и спектаклях с участием Раневской. Особенно ценны кинопробы роли Ефросинии Старицкой в «Иване Грозном» Эйзенштейна (которую в итоге актриса так и не сыграла) и кадры из неснятых и несохранившихся фильмов «Подводное царство» и «Последний извозчик».
Выставка продлится до 2 октября. Параллельно выпущен каталог экспозиции, выполненный в виде оригинально оформленной «Нежалобной книги» Фаины Георгиевны — с офбилием редких фотографией, рукописей и заметок. Писать «жалобную» книгу о своей жизни Раневская, как мы знаем, не стала принципиально. Однако охотно делилась юмористическими мелкими наблюдениями, вроде описания коробки с орденами, которую она пометила: «Похоронные принадлежности». Нам всем есть чему поучиться о прославленной актрисы!