В музей космонавтики попало письмо Раневской
В архив Музея космонавтики передали уникальные письма из архива журналистки Татьяны Тэсс, дружившей и состоявшей в переписке с Фаиной Раневской:
— Сегодня научный сотрудник принес в музей. В хрустящей крахмальной бумаге. Ребята, это бомба. Датировано 29 марта 1968 года, — рассказала у себя в Facebook начальница пресс-службы музея Дарья Чудная.
Оказалось, что письмо выставлялось на аукцион в «Литфонде» 18 мая 2017 года:
— Я хотел его выкупить для музея еще до старта аукциона, но сдатчик не согласился, — рассказал старший научный сотрудник отдела комплектования Музея космонавтики Виктор Таран. — И сотрудники аукциона так мне и сказали — ждите, или попрощайтесь. Я и попрощался, а позавчера мне звонит сотрудница и спрашивает — не передумал ли я еще? По каким-то причинам письмо не было продано. Его оценивали в 18—20 тысяч рублей, я заплатил 22 тысячи. Для Раневской это гораздо ниже средней стоимости, обычно ее письма уходит гораздо дороже. А это письмо написано через 2 дня после гибели Гагарина, это крик души и излияние сердца. Это невероятный человеческий документ. Фантастическая находка!
Фрагменты из этого письма:
«Таня, Вы конечно, в том же состоянии угнетения, в каком я пишу сейчас.
Почему же Гагарину не сказали о том, что он принадлежит миру, а не себе, и разрешили ему лететь? И тут равнодушие, и тут безразличие, непонимание значения личности его, первооткрывателя космоса.
Горе и гнев терзали меня, а какой приятный он был в общении с ним, скромный, даже застенчивый.
Я обессмертилась тем, что его обнимала и целовала, а потом видела это в кино.
О том, что человек в космосе, мне позвонила Павла Леонтьевна, а я думала, что она шутит. Я помчалась к ним и мы всей семьей ликовали.
Вчера мне пришлось играть сцены из "Сомова", — а я только и думала о гибели Гагарина, — была растеряна и несчастна, а вернувшись домой одна пила водку, — такого со мной не было никогда.
И так, мы вступили в високосный год... Будьте благополучны».
Пока, правда, исследователи не нашли киноленту, о которой говорит в письме актриса. Виктор Таран продолжает поиски. Скорее всего, встреча Гагарина с актерами состоялась в 1961—1962 годах.
— Когда мы найдем кино, наверное сделаем в экспозиции Музея отдельную выставку одного документа — покажем письмо Раневской и кадры из фильма, на котором она обнимает первого космонавта планеты.