Фаина Раневская. Между нами, девочками
В минуты откровения Фаина Георгиевна призналась известному телеведущему, писателю Глебу Скороходову в том, что у нее нет подруг. Раневской претили женское легкомыслие, глупость. Она то и дело посмеивалась над коллегой, актрисой Любовью Орловой, имеющей слабость к нарядам. А посмеиваясь, страдала: «Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я». И снова на выручку приходило чувство юмора.
* * *
Слушая восторженную речь какой-то актрисы, Фаина Георгиевна заметила:
— Боже мой! Она же сейчас захлебнется, не успеем откачать!
* * *
Утром, заламывая руки:
— Это ужасно, ужасно!
— Что именно, Фаина Георгиевна?
— Мне приснилось, будто я гуляю по Красной площади абсолютно голая, в одной шляпке. А все глазеют и глазеют.
— О боже! Голая!
Раневская махнула рукой:
— Причем здесь это? Шляпка была совершенно старомодной.
* * *
Однажды Фаина Георгиевна застала молоденькую актрису в слезах:
— Он отверг меня, — пожаловалась страдалица.
Раневская успокоила:
— Не переживайте, милочка, люди обычно отказываются от слишком дорогих вещей, которые не могут себе позволить.
Тихонько себе под нос:
— ...или от всякой дряни...
* * *
Раневская в образе Маргариты Львовны посмотрела на себя в зеркало и произнесла:
— Да, красота страшная сила!
А после тихонько добавила:
— ...а ее отсутствие еще страшнее.
* * *
Надоевшей актрисе:
— Вы — счастье, которого всегда в совершенном избытке.
* * *
Марецкая об общей знакомой:
— Слава богу, хоть к старости поумнела!
Раневская в ответ:
— Не поумнела, а просто стала осторожнее. Кроме того, она стала хуже слышать, а потому, на всякий случай, соглашается.
* * *
— Женская логика и правда ущербна, по крайней мере, в отношении мужчин.
— ?!
— Сначала старательно не замечают недостатков, потом влюбляются в это черт-те что, выходят за него замуж, десяток лет перевоспитывают, а потом рыдают, что вышли замуж не за того.
* * *
— У меня неприятность, — заявила Раневская домработнице.
— Что случилось?
— Приснился Аполлон...
— Какой еще Аполлон?
— Бельведерский!
— И что?
— Только он подошел ко мне... и тут вы со своими дурацкими вопросами!
* * *
— Фаина Георгиевна, у вас хорошая память?
— Не жалуюсь, милочка. Особенно в том, что касается чужих недостатков и своих достоинств.
* * *
— Столько гадости написала в письме, столько гадости... — бормотала Фаина Раневская.
— Почему не зачеркнули, Фаина Георгиевна? — спросили актрису.
— Чернила закончились.
— А зачем отправили?
— Не пропадать же откровениям.
* * *
— Фаина Георгиевна, а вы в кого-нибудь влюблены?
Сказать, что в Качалова1 или Станиславского2, которых давно нет на свете, сочтут чокнутой. А потому Раневская ответила:
— В себя. Хоть и говно, зато знакомое с детства.
* * *
Сидя в гримуборной, дамы принялись обсуждать, что больше всего приводит к морщинам. Вспомнили все, что только можно: гримасничество, плохой грим, пересушенную кожу, неумелый массаж...
— Фаина Георгиевна, а вы как считаете, что приводит к морщинам?
— Жизнь, — невозмутимо ответила Раневская.
* * *
Актриса, обиженная очередной насмешкой Раневской, спросила Фаину Георгиевну:
— А если бы над вами попробовали посмеяться?!
— Я бы ответила.
* * *
На вопрос: «Как отделаться от поклонника?», Фаина Георгиевна предложила:
— А вы в него влюбитесь и начните преследовать.
Вера Марецкая, присутствовавшая при разговоре, возразила:
— Ничего хорошего! Влюбится, а он из-за её преследований сбежит. Тогда что?
Раневская гнула свою линию:
— Тогда придется срочно разлюбить.
— Так не проще ли преследовать не влюбляясь?
— Нет, милочка, преследовать без любви пошло, меркантильно...
* * *
Раневская, разглядывая снимки:
— Черт-те что! Раньше снимать умели... Даже у вас десять лет назад я выходила куда лучше.
* * *
Раневскую попытались убедить в необходимости присутствовать на каком-то скучнейшем заседании. Она, потупив глаза, произнесла басом:
— Не могу, у меня сегодня свидание...
Собеседник на несколько мгновений потерял дар речи, а опомнившись, поинтересовался.
— С кем?
— С самой собой. И я не могу ни пропустить, ни опоздать. Извините, голубчик.
* * *
На одной из репетиций Юрий Александрович Завадский крикнул молоденькой актрисе, которая еле слышно произносила реплики на сцене.
— Голос, где голос?! Вас никто из сидящих дальше первого ряда не услышит!
Раневская пожала плечами:
— При таких ножках кто ее будет слушать?
* * *
Завадский возмущенно:
— Фаина Георгиевна, я не понимаю эту вашу женскую логику.
— Куда вам, вы же мужчина...
* * *
Завадский в сердцах:
— Невозможно заставить двух женщин согласиться друг с другом!
Раневская:
— Ну почему же? Предложите им обсудить третью...
* * *
Знакомая Фаины Георгиевны поделилась с актрисой своей озабоченностью:
— Достала сапоги, не знаю, как их уберечь, чтобы и на будущий год хватило.
Раневская посоветовала:
— А вы в них не ходите, вы их носите, чтобы все видели, что они есть, но сами сапоги не изнашивались.
(В те годы «раздобыть», «достать» означало с трудом купить то, чего давно нет в магазинах.)
* * *
У мамаш все дети лапочки и гении, а отцы этих гениев поголовно сволочи и идиоты.
* * *
Актриса, побывавшая за рубежом, со смятением в голосе делилась своими впечатлениями:
— Там женщины раздеваются в кабаре за деньги.
— Фаина Георгиевна, а вы бы смогли раздеться перед публикой за деньги? — тут же поинтересовался кто-то.
Раневская подумала и грустно произнесла:
— К сожалению, милочка, у меня нет таких денег, чтобы заманить публику на подобное представление.
* * *
— Фаина Георгиевна, в чем секрет женской привлекательности?
— В основном, в глупости.
— Вы считаете, что мужчины предпочитают глупеньких женщин?
— Нет, но только глупенькие женщины пытаются привлечь мужчин при помощи каких-то секретов.
* * *
Сосед Фаины Раневской пожаловался актрисе на бесконечные недомогания супруги, мол, она только и делает, что ищет у себя какие-то заболевания.
— Все очень просто, голубчик, скажите, что это признаки старости. Все недомогания как рукой снимет.
* * *
В гримуборной шел разговор об одной небезызвестной актрисе, а именно о том, любит ли она мужа, верна ли ему.
— Любит! — заявила одна из участниц обсуждения.
Раневская не могла не согласиться:
— Любит. Она вообще мужчин любит.
* * *
Фаина Георгиевна советовала Геннадию Бортникову, которому не давала прохода девушка:
— Чтобы отвязаться от назойливой поклонницы, скажите ей, что она похожа на свою подругу.
— А если не поможет?
— Тогда скажите, что похожа на меня.
* * *
— Не могу перестать витать в облаках и мечтать о встрече с ним. Что мне делать? — спросила у Фаины Георгиевны знакомая.
Раневская посоветовала:
— В зеркало посмотри.
* * *
У нее много серого вещества в голове, но это не мозг, а просто каша из непереваренных сплетен.
* * *
Вчера Любовь Орлова прекрасно выглядела, на ней был костюм цвета кофе с молоком и двумя ложками сахара...3
* * *
Сидя перед зеркалом, Раневская и Марецкая отметили, что в последнее время обе значительно постарели и это не лучшим образом сказалось на их внешности. Раневская:
— Раньше смотрела в зеркало в гримерке и видела молодую девушку, которую нужно загримировать в старуху. А сейчас вижу старуху, которую и гримировать не нужно.
Марецкая:
— А у меня наоборот. Раньше видела молодую девушку, которой грим не нужен, а теперь вижу старуху, которую нужно раскрасить, как молодую.
* * *
Верка Марецкая очень скромная. Она никогда не перебивает тех, кто ее хвалит.
* * *
У всех есть «приятельницы», у меня их нет и не может быть. Вещи покупаю, чтобы их дарить. Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я.
* * *
Бывают полные дуры, а бывают худые...
* * *
Быть Любовью Орловой очень трудно. Она икона, а к иконе каждый норовит приложиться.
* * *
— Фаина Георгиевна, как полагаете, какие женщины самые привлекательные?
— Те, у которых мужья в командировке.
* * *
— Любовь Орлова никогда не жалуется, что у нее что-то плохо, — восторженно отозвалась о Любови Петровне начинающая актриса.
Раневская:
— Правильно, не хочет никого радовать.
* * *
По поводу очень худой женщины:
— Глядя на нее, я начинаю верить, что Ева создана из ребра Адама...
* * *
— Ах, Фаина, дорогая, как я вам завидую! — щебетала актриса, служившая в одном театре с Фаиной Раневской.
— Ваша зависть мне льстит, — ответила Фаина Георгиевна.
* * *
О знакомой:
— Она пышет злобой, как здоровьем.
* * *
Ей так идут ее недостатки, что о достоинствах даже забываешь.
* * *
Я, конечно, ягодка, но уже только для варенья.
* * *
— Женщины в процессе эволюции продвинулись дальше мужчин.
— В чем именно, Фаина Георгиевна?
— Мужчины, всего лишь, способны говорить часами, а женщины еще и умеют и желают делать это.
* * *
Домработница, утром, обнаружив Раневскую лежащей на диване:
— А чего это вы лежите, когда давно день? Та, выпустив кольцо дыма, философски:
— Счастья жду...
— Лежа-то чего?
— Сидя ждать устала.
* * *
Зрение у женщин, милочка, удивительная вещь. Оно становится ни к черту, если смотришь на свои морщины перед зеркалом в гримерке, и резко улучшается, если замечаешь морщинки у кого-то другого, играющего на плохо освещенной сцене. Даже, если ты сидишь в последнем ряду.
* * *
Некрасивая... некрасивая... Зато больше вероятности безгрешной в рай попасть...
* * *
Об очень полной женщине:
— У нее любимое занятие — есть пирожные под утреннюю гимнастику по радио.
* * *
Эмансипация — глупость! Рассказывать мужчинам, что женщины их умнее, действительно глупо. Какая же умная женщина выдает свои секреты?
* * *
— Фаиночка, тебе не надоели вопросы об отсутствии мужа? Столько нетактичных людей вокруг! — спросила знакомая у Раневской.
— Да, действительно, нетактично так открыто завидовать...
* * *
— Милочка, вас так волнуют слухи о множестве ваших любовников, потому что это всего лишь слухи?
* * *
— Женщина должна быть либо красивой, либо умной!
— Почему, Фаина Георгиевна?
— Смесь красоты и ума мужчинам не одолеть.
* * *
Женщины выходят замуж, чтобы не быть одинокими по вечерам, и разводятся по этой же причине.
* * *
Услышав о драке, Фаина Георгиевна отметила:
— Кулаки — это удел мужчин. Женщины справляются безо всякого оружия, языком. Сплетня сильнее танков и ракет.
* * *
— Фаина Георгиевна, говорят, что женщины живут дольше мужчин.
— За всех ручаться не могу, но вдовы — точно.
* * *
Услышав в докладе пафосную фразу: «Скромность, украшающая человека...», Фаина Георгиевна произнесла басом на весь зал:
— Бижутерия.
Докладчик:
— Что?
Раневская пояснила:
— Скромность, украшающая человека — бижутерия.
* * *
— Статистика утверждает, что женщины живут дольше мужчин лет на пять..., — читая газету, объявила Марецкая.
Раневская согласилась:
— Конечно, именно столько они постоянно отнимают от своего возраста, когда его называют.
* * *
Женщины верны всегда, только не всегда одному и тому же мужчине.
* * *
— N предусмотрительная, всегда надевает на прием к окулисту новое белье.
— Зачем?
— А вдруг он окажется нахалом?
* * *
Балерина, сморщив носик:
— Фаина Георгиевна, ну что вы все «жопа» да «жопа»...
— А как надо?
— Сказали бы «пятая точка»...
— Это у вас, милочка, точка, а у меня жопа.
* * *
Женщины никогда не делятся сплетнями, они их размножают.
* * *
— Есть что-нибудь общее в мужских и женских компаниях?
— Есть, — ответила Раневская. — И там, и там говорят о женщинах.
* * *
— Женская логика действительно непостижима.
— Отчего же, Фаина Георгиевна?
— Женщины не желают и даже боятся походить друг на друга и при этом носят совершенно одинаковые модные вещи.
* * *
Кокетливая молодая актриса:
— Не понимаю, зачем вообще нужна женская эмансипация?
Раневская с усмешкой:
— Чтобы мужчинам было с чем бороться...
* * *
— Фаина Георгиевна, какой возраст для женщины самый лучший?
— Неделя.
— Почему?
— Можно еще фантазировать, что будет красавица, умница, глазки будут большие, ножки — стройные, фигура — хорошая... А потом из этой мечты получается дура с поросячьими глазками и толстой жопой...
* * *
— Женщинам не следует бояться возраста. Если ты интересна, то интересна в любом возрасте, а если нет, то нет.
— Но вы же сами называете преклонный возраст «проклятым».
— Вовсе не из-за мужчин. Просто старость сильно ограничивает возможности. Мне вот уже не сыграть Джульетту... Хотя... Я никогда и не хотела.
* * *
Наблюдая, как долго актриса наносит на лицо маску, как старательно расчесывает волосы и всячески прихорашивается, Фаина Георгиевна не выдержала:
— Милочка, вы так ухаживаете за собой, словно больше ухаживать за вами некому.
* * *
— Страдающие женщины делятся на две категории.
— На какие конкретно, Фаина Георгиевна?
— На тех, что уже нашли мужа, и тех, что пока ищут.
— А не страдающие?
— Эти в разводе.
— А вдовы?
— Этим обязательно нужно сунуть голову в петлю еще раз.
* * *
В перерыве между киносъемками молодые актрисы обсуждают, какие противозачаточные средства самые надежные. Интересуются мнением Раневской.
Та басом:
— Снотворные...
* * *
Собираясь после вечерних съемок на свидание, актриса театрально капризничает:
— Не знаю, стоит ли идти? У меня плохое настроение...
Раневская:
— Не бойтесь, милочка, оно не передается половым путем.
* * *
— У женщин две беды...
— Какие, Фаина Георгиевна?
— Зеркало и весы. Еще паспорт, но его хоть потерять можно...
* * *
Актриса сетовала, мол, одна подруга худая, другая тоже, а ей никак похудеть не удается. А ведь все диеты перепробовала.
Раневская посоветовала:
— Попробуйте иначе.
— Ну-ну, — собеседница ожидала получить новый рецепт, но услышала:
— Откормите подруг.
* * *
В доме отдыха, в номере у одной актрисы плохо закрывалась задвижка входной двери. Умоляя администратора исправить положение, актриса кокетливо поинтересовалась:
— А если меня украдут?
Присутствующая здесь же Раневская успокоила ее:
— Разглядят — вернут на место.
* * *
Раневская советовала, как отомстить мерзкому соседу, паркующему свою машину так, что пройти мимо просто невозможно:
— Прикрепите к стеклу записку: «Спасибо за сумасшедшую ночь, дорогой!»
— И что?
— У него жена ревнивая, пару раз такие записки увидит, и ему достанется, и машину больше ставить куда не следует не будет.
* * *
Талантливый график, давний друг Фаины Георгиевны Раневской Александр Александрович Румнев частенько приходил домой к актрисе, подолгу и допоздна засиживался с ней в её полутемной комнате, рисовал, рассказывал что-нибудь интересное. По мнению домработницы Раневской Лизы, обстановка была интимная. Однажды девушка не выдержала:
— Фаина Георгиевна, что же это такое? Ходить, ходить, на кровать садится, а предложение не делает...
* * *
Фаина Раневская с нескрываемым удовольствием изображала, как её домработница Лиза, собираясь на свидание, часами обзванивала своих подруг. «Маня, у тебе бусы есть? Нет? Пока», «Нюра, у тебе бусы есть? Нет? Пока».
— Для чего тебе понадобились бусы? — недоумевала Фаина Георгиевна.
— А шоб кавалеру было шо крутить, пока мы в кино сидим, — отвечала Лиза.
* * *
В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.
* * *
Удивительно, — размышляла Раневская. — Когда мне было двадцать лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.
* * *
— N относится ко мне, как к собаке, — жаловалась Фаина Раневская. — Даже хуже! У собаки есть меховое манто, а мне о нем приходится только мечтать.
* * *
Женщины — не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски.
* * *
Милочка, если хотите похудеть — ешьте голой и перед зеркалом.
* * *
Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.
* * *
Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
* * *
Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
* * *
Однажды на съемках постоянный гример Фаины Георгиевны то ли заболел, то ли просто не пришел. После грандиозного скандала, Раневская согласилась на другого гримера — робкую, скромную, только окончившую институт девушку. Трясясь и робея, новенькая приблизилась к артистке. Очевидно, желая ее подбодрить, Раневская решила поговорить с девушкой о жизни.
— Замужем? — спросила она.
— Нет..., — робко пропищала девушка.
— Хорошо! — одобрила Фаина Георгиевна. — Вот помню, когда в Одессе меня лишали невинности, я орала так, что сбежались городовые!
* * *
...Сумочка для женщины — часть ее тела.
* * *
— Однажды я забыла люстру в троллейбусе, — вспоминала Раневская. — Новую, только что купленную. Загляделась на кого-то и так отчаянно кокетничала, что вышла через заднюю дверь без люстры: на одной руке сумочка, другая была занята воздушными поцелуями...
* * *
— У вас такой чудный румянец!
— Оставьте, какой же это румянец? Это чудеса науки и техники — румянец из Парижа.
* * *
«Помню, как-то приехала в маленький провинциальный городок — еще очень молодая, очень гордая тем, что у меня в кармане настоящий контракт. Оставив багаж на вокзале, я решила до театра пройти пешком, чтобы познакомиться с местом, где мне предстояло играть. Шла медленно, рассматривая дома и витрины. И вот стала замечать, что прохожие, главным образом мужчины, обращают на меня внимание: провожают долгими взглядами, оглядываются, многозначительно перемигиваются. «О, в этом городе умеют ценить красоту, — подумала я не без иронии. — Здесь можно рассчитывать на успех». И что же? Когда я наконец вошла в театр, актеры, встретившие меня в вестибюле, сказали, что у меня сзади распоролась юбка и мое кружевное исподнее оказалось наружу».
* * *
Как-то раз Фаина Георгиевна ехала в лифте с артистом Геннадием Бортниковым4 и лифт застрял. Только спустя сорок минут их освободили.
— Ну вот, Геночка, — изрекла Раневская, — теперь вы обязаны на мне жениться! Иначе вы меня скомпрометируете. Бортников годился Раневской во внуки.
* * *
Раневская часто заходила в буфет и покупала конфеты или пирожные. Не для себя. С ее страшным диабетом сладкое актрисе было противопоказано. Пирожные и конфеты она покупала, чтобы угостить кого-нибудь из друзей-актеров. Однажды в буфете она подошла к актрисе Варваре Сошальской5:
— Вавочка, — пробасила она нежно, — позвольте подарит вам этот огурец!
— Фуфочка, — так звали Раневскую близкие, — с восторгом приму! — Только вы уж, пожалуйста, скажите к нему что-нибудь со значением!
— Вавочка, дорогая, — снова начала Раневская, — я, старая хулиганка, дарю вам огурец. Он большой и красивый. Хотите ешьте, хотите живите с ним!
* * *
— Против кого дружим, девочки? (Вопрос, заданный Раневской молодым актрисам)
* * *
Фаина Раневская о коллеге:
— У этой актрисы жопа болтается, как сумка у гусара.
* * *
Возмущенная увиденным на сцене одного из театров, Раневская негодовала:
— Решительно невозможно наблюдать за тем, как шлюха изображает невинность!
* * *
Фаина Раневская ехала в купе, возвращаясь с гастролей. С ней — три актрисы.
Первая сказала:
— Вернусь домой — во всем признаюсь мужу.
Вторая (восторженно) — Ну ты смелая!
Третья (категорично) — Ну и дура!
Фаина Георгиевна: — Ну у тебя и память!
* * *
Фаина Георгиевна, оценивая проходящую мимо женщину:
— С такой задницей дома надо сидеть.
* * *
Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
* * *
Женщина должна обладать двумя качествами — быть достаточно умной, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупой, чтобы нравиться умным мужчинам.
* * *
Моя внешность испортила мне личную жизнь.
* * *
Коллеги Раневской часто вспоминали о встрече Фаины Георгиевны с Марлен Дитрих6. Говорили, будто между двумя актрисами произошел такой диалог:
— Скажите, — полюбопытствовала Раневская — почему вы все такие худенькие да стройные, а мы — большие и толстые?
— Просто диета у нас необычная: утром — кекс, вечером — секс.
— А если не помогает?
— В таком случае, мучное исключить.
* * *
Раневская говорила об актрисе, с которой должна была играть на сцене и фамилию которой внезапно забыла:
— Ну эта, как её... Такая плечистая в заду...
* * *
Как-то раз, возвращаясь с репетиции, Фаина Георгиевна встретила девушку, которая несколько лет проработала у нее домработницей.
— Как же я жалею, что ушла от вас, — призналась девушка Раневской.
— Вы недовольны своей новой работой, милочка?
— Недовольна.
— Что так? У вас много дел?
— Гораздо больше, чем когда я работала у вас.
— Вы, вероятно, неплохо зарабатываете?
— Почти ничего.
— Невероятно! А отпуск?
— Никакого отпуска.
— Бог мой! У кого же вы работаете?
— Я не работаю. Я вышла замуж.
* * *
Встретились как-то раз Раневская и ее хорошая знакомая Роза и разговорились о жизни.
— Фаина Георгиевна, вы хотя бы ради приличия спросили, как я живу.
— Как вы живете, Роза?
— Ой, и не спрашивайте.
* * *
Одна известная актриса закатила истерику на общем собрании труппы:
— Я знаю, вы только и ждете моей смерти, чтобы явиться и плюнуть на мою могилу!
— Терпеть не могу стоять в очереди, — тут же отреагировала Раневская.
* * *
Однажды Фаина Георгиевна Раневская поделилась с приятельницами результатами исследования.
— Вы можете себе представить, каждая пятая женщина в нашем городе не носит нижнее белье, — заявила актриса.
— Но позвольте, Фаина Георгиевна, где вы это вычитали?
— Нигде. Данные получены мною лично от продавца обувного магазина.
* * *
Знаете, всю жизнь опасаюсь глупых людей, а в частности баб. Ведь и не знаешь, как с ними разговаривать, чтобы не скатиться до их уровня.
* * *
Раневская решила продать шубу. Когда к ней пришла потенциальная покупательница, актриса открыла дверь шкафа и увидела, как оттуда вылетела здоровенная моль. Фаина Георгиевна проводила её взглядом и поинтересовалась:
— Ну что, сволочь, нажралась?
* * *
Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще, если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!
* * *
Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, то она предполагает, что второго такого дурака она не найдет.
* * *
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
* * *
Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги.
* * *
— Нет полных женщин, — утешала Фаина Георгиевна коллегу с пышными формами. — Есть узкая одежда.
* * *
— Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требовала капризная молодая актриса.
— Все будет настоящим, — успокаивала ее Раневская. — Все: и жемчуг в первом, и яд в последнем.
* * *
Раневская и Марецкая прогуливались по Тверской. Раневская заметила:
— Тот слепой, которому ты подала монету, не притворяется, он действительно не видит.
— Почему ты так решила?
— Он же сказал тебе: «Спасибо, красотка!»
* * *
Раневская, как и очень многие женщины, абсолютно не разбиралась в физике, и однажды вдруг заинтересовалась, почему железные корабли не тонут.
— Как же это так? — допытывалась она у одной своей знакомой, инженера по профессии. — Железо ведь тяжелее воды, отчего же тогда корабли из железа не тонут?
— Тут все очень просто, — ответила та. — Вы ведь учили физику в школе?
— Не помню.
— Ну, хорошо, был в древности такой ученый по имени Архимед. Он открыл закон, согласно которому на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды...
— Не понимаю, — развела руками Фаина Георгиевна.
— Ну вот, к примеру, вы садитесь в наполненную до краев ванну. Что происходит? Вода вытесняется и льется на пол... Отчего она льется?
— Оттого, что у меня большая жопа! — догадалась Раневская.
* * *
Великая русская актриса Александра Яблочкина7 пробыла в девицах до старости. Как-то Раневская предложила ей рассказать о том, как мужчина и женщина занимаются любовью. После подробного рассказа Фаины Георгиевны Яблочкина с ужасом воскликнула:
— Боже! И это все без наркоза?
* * *
— Меня никто не целовал, кроме жениха! — с гордостью сказала Раневской одна молодая актриса.
— Милочка, я не поняла, — уточнила Фаина Георгиевна, — вы хвастаете или жалуетесь?
* * *
Обсуждая только что умершую подругу — актрису, Фаина Раневская со вздохом сказала:
— Хотелось бы мне иметь ее ноги. У нее были прелестные ноги! Жалко, теперь пропадут.
* * *
— Что вы пишете, Фаина Георгиевна, что это за список? Вы, наверное, боитесь забыть кого-то поздравить с праздником?
— Нет. Меня укусила собака, врач сказал, что возможно бешенство. Составляю список тех, кого нужно успеть укусить, пока жива.
* * *
Молоденькие актрисы дают друг другу советы, как избавиться от назойливого ухажера. Раневская вставляет свои пять копеек:
— Скажите, что можете опоздать на свидание потому, что к венерологу бывает очередь.
* * *
Однажды, посмотрев на Галину Сергееву8, исполнительницу роли «Пышки», и оценив ее глубокое декольте, Раневская своим дивным басом изрекла, к восторгу Михаила Ромма9, режиссера фильма:
— Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей. (В разговоре с Глебом Скороходовым10, Фаина Раневская произносила эту фразу иначе: «Не имей сто рублей, а имей сто грудей»)
* * *
— Дорогая, сегодня я спала с незапертой дверью, — сообщила Раневская приятельнице.
— А если бы кто-то вошел? — всполошилась последняя.
— Ну сколько можно обольщаться?
* * *
Хозяйка дома показывала Фаине Раневской свои детские фотографии. На одном из снимков красовалась маленькая девочка, сидящая на коленях пожилой женщины.
— Вот такой я была тридцать лет назад.
— А кто эта маленькая девочка? — с невинным видом спросила Фаина Георгиевна.
* * *
Раневская стояла в своей гримуборной совершенно голая и курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель Московского театра имени Моссовета Валентин Школьников11. И ошарашенный увиденным, замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:
— Вас не шокирует, что я курю?
* * *
Раневскую о чем-то попросили и добавили:
— Вы ведь добрый человек, вы не откажете.
— Во мне два человека, — ответила Фаина Георгиевна. — Добрый не может отказать, а второй может. Сегодня как раз дежурит второй.
* * *
Раневская бродила по театру очень грустная и явно была чем-то расстроена.
— У меня украли жемчужное ожерелье, — пожаловалась актриса, когда у нее спросили, что случилось.
— Как оно выглядело?
— Как настоящее.
* * *
Как-то раз Раневская подошла к актрисе N, мнившей себя неотразимой красавицей и спросила:
— Милочка, вам никогда не говорили, что вы похожи на Брижит Бардо12?
— Нет, никогда, — ответила N, ожидая комплимента.
Раневская осмотрела её с ног до головы и заключила:
— И правильно, что не говорили.
* * *
Во время очередных гастролей Фаина Георгиевна зашла в местный музей и присела в кресло — отдохнуть. К ней подошел смотритель и сделал замечание:
— Здесь сидеть нельзя. Это кресло Суворова-Рымникского13.
— Ну и что? Его ведь сейчас нет? А как придет, я встану.
* * *
В семьдесят лет Раневская внезапно объявила, что намерена вступить в партию.
— Для чего вы это делаете? — изумлялись коллеги и друзья актрисы.
— Надо! — твердо заявляла Фаина Георгиевна. — Должна же я хоть на старости лет узнать, что эта сука Верка Марецкая говорит обо мне на партсобраниях.
* * *
Однажды Фаину Георгиевну Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности — брюнетки или блондинки?» Она, не задумываясь, ответила: «Седые».
* * *
Женщины умирают позже мужчин потому, что вечно опаздывают.
* * *
«Смесь степного колокольчика с гремучей змеей», — говорила Фаина Георгиевна об Ие Саввиной14.
* * *
Приятельница рассказала Раневской:
— Я вчера была в гостях у N. и пела для них два часа...
Фаина Георгиевна прервала ее рассказ возгласом:
— Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!
* * *
В доме отдыха на прогулке приятельница Фаины Георгиевны восхищенно выдохнула:
— Я обожаю природу.
Раневская остановилась, внимательно осмотрела собеседницу и возмутилась:
— И это после того, что она с тобой сделала?
* * *
Природа весьма тщательно продумала устройство нашего организма, — заметила как-то Фаина Георгиевна. — Чтобы мы видели, сколько переедаем, наш живот расположен на той же стороне тела, что и глаза.
* * *
Заметив в своей юбке прореху, Раневская заявила:
— Напора красоты сдержать ничто не может!
* * *
Известно, что Фаина Георгиевна время от времени называла Любовь Петровну Орлову «буржуйкой», излишне думающей о нарядах и ехидничала:
«Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что живущая в нем моль никак не может научиться летать».
* * *
Фаина Раневская любила также разыгрывать миниатюры, в которых изображала Любовь Петровну. Вот Любочка смотрит на свои новые кофейно-бежевые перчатки:
— Совершенно не тот оттенок. Опять вынуждена буду лететь в Париж.
* * *
Алексей Щеглов15, которого Фаина Георгиевна называла своим «эрзац-внуком» женился. Накануне визита молодоженов к Раневской его жену Татьяну предупредили.
— Танечка, ни при каких условиях не спорьте с Фаиной Георгиевной и не возражайте ей.
Оценивая девушку, актриса выпалила:
— Танюша, вы одеты, как кардинал.
— Да, это так, — подтвердила Татьяна, усвоив наставления.
Наутро мать Алексея рассказала сыну, что Фаина Георгиевна успела позвонить ей и поздравить.
— Поздравляю! У тебя невестка — нахалка.
* * *
Я никогда не была идеальной — начиная от внешности и заканчивая характером. Но я всегда была собой.
* * *
Что-то давно не говорят, что я блядь. Теряю популярность.
* * *
— Запомни, деточка, — увещевала Фаина Раневская свою молоденькую коллегу, — не надо пытаться что-то сделать со своей внешностью. Джульетт много, а ты такая одна!
* * *
Почему все дуры такие женщины?
Примечания
1. Василий Иванович Качалов (1875—1948) — ведущий актер труппы Станиславского, один из первых народных артистов СССР (1936).
2. Константин Сергеевич Станиславский (1863—1938) — русский театральный режиссер, актер, педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой системы, которая более века пользуется огромной популярностью в России и в мире. Народный артист СССР (1936). Основатель Московского общества искусства и литературы (1888). Один из основателей Московского Художественного театра (1898).
3. Любовь Петровна Орлова (1902—1975) — советская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950).
4. Геннадий Леонидович Бортников (1939—2007) — советский актер театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1992).
5. Варвара Сошальская-Розалион (1907—1992) — советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1939), народная артистка РСФСР (1971).
6. Марлен Дитрих (1901—1992) — немецкая и американская актриса и певица.
7. Александра Адександровна Яблочкина (1866—1964) — русская и советская драматическая актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
8. Галина Ермолаевна Сергеева (1914—2000) — советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1935).
9. Михаил Ильич Ромм (1901—1971) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, театральный режиссёр. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1950).
10. Глеб Анатольевич Скороходов (1930—2012) — советский и российский писатель, драматург, журналист, киновед. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000).
11. Валентин Маркович Школьников — директор-распорядитель театра имени Моссовета.
12. Брижит Анн-Мари Бардо (1934) — французская актриса, певица, общественный деятель.
13. Александр Васильевич Суворов (1730—1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России. С 1789 года носил почетное прозвание Рымникский, а в 1799 был возведен в достоинство князя Италийского.
14. Ия Сергеевна Саввина (1936—2011) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1983).
15. Алексей Щеглов — внук Павлы Леонтьевны Вульф, русской актрисы, наставницы Фаины Раневской. Павлу Леонтьевну Раневская называла матерью, а Алексея — «эрзац-внуком».