Так сказала Раневская
Глядя на прореху в своей юбке:
— Напора красоты не может сдержать ничто!
* * *
С такой жопой надо сидеть дома!
* * *
Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости.
* * *
Я себя чувствую, но плохо.
* * *
Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
* * *
Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
* * *
Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».
* * *
О своих работах в кино:
Деньги съедены, а позор остался.
* * *
Я — выкидыш Станиславского.
* * *
Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
* * *
Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.
* * *
Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.
* * *
Я провинциальная актриса. Где я только не служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
* * *
Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
* * *
Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
* * *
О режиссере Ю. Завадском:
Перпетуум кобеле.
* * *
О режиссере Ю. Завадском:
Он умрет от расширения фантазии. Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
* * *
— Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения, — строго объясняет Раневская. — Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
* * *
Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»
* * *
Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
* * *
У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
* * *
— Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требует капризная молодая актриса.
— Все будет настоящим, — успокаивает ее Раневская. — Все: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.
* * *
Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
* * *
Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже гангстеры.
* * *
В Москве можно выйти на улицу одетой как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» — ибо в бедность никто не верит.
* * *
Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
* * *
Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
* * *
Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
* * *
Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.
* * *
Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга.
* * *
Что-то давно мне не говорят, что я бл...дь. Теряю популярность.
* * *
Я ведь еще помню порядочных людей... Боже, какая я старая!
* * *
— Сегодня я убила пять мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, — объяснила Фаина Георгиевна.
* * *
Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
* * *
О Ленине:
Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.
* * *
О коллегах артистах:
— У этой актрисы жопа висит и болтается, как сумка у гусара.
— У него голос — будто в цинковое ведро ссыт.
* * *
Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.
* * *
Раневская как-то сказала одной даме, что та по-прежнему молода и прекрасно выглядит.
— Я не могу ответить вам таким же комплиментом, — дерзко ответила та.
— А вы бы, как и я, соврали! — посоветовала Фаина Георгиевна.
* * *
Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила:
— Потому что белый цвет полнит.
* * *
— Я не пью, я больше не курю, и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, — заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
— Так что же, — не отстает журналист, — значит, у вас совсем нет никаких недостатков?
— В общем нет, — скромно, но с достоинством ответила Раневская. И после небольшой паузы добавила: — Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!
* * *
Кино — заведение босяцкое.
* * *
— Удивительно, — говорила Раневская. — Когда мне было двадцать лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.
* * *
С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней.
* * *
— У меня будет счастливый день, когда вы станете импотентом, — заявила Раневская настырному ухажеру.
* * *
Мне незаслуженно приписывают заимствования из таких авторов, как Марк Твен, Бернард Шоу, Тристан Бернар и даже Эзоп и Аристотель. Мне это, конечно, лестно, и я их благодарю, особенно Аристотеля и Эзопа.
* * *
В доме отдыха на прогулке приятельница заявляет:
— Я так обожаю природу.
Раневская останавливается, внимательно осматривает ее и говорит:
— И это после того, что она с тобой сделала?
* * *
Птицы ругаются, как актрисы из-за ролей. Я видела, как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову. Все как у людей.
* * *
— А что, артист Н. умер?
— Умер.
— То-то я смотрю, его хоронят...
* * *
Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда.
* * *
Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз.
* * *
Ваши жалобы на истеричку-погоду понимаю, — сама являюсь жертвой климакса нашей планеты. Здесь в мае падал снег, потом была жара, потом наступили холода, затем все это происходило в течение дня.
* * *
Обсуждая только что умершую подругу-актрису:
— Хотелось бы мне иметь ее ноги — у нее были прелестные ноги! Жалко — теперь пропадут.
* * *
— Шкаф Любови Орловой так забит нарядами, — говорила Раневская, — что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать.
* * *
Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
* * *
Раневская ходит очень грустная, чем-то расстроена.
— У меня украли жемчужное ожерелье!
— Как оно выглядело?
— Как настоящее...
* * *
Думайте и говорите обо мне что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
* * *
Для меня всегда было загадкой — как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать, бездари: никто к вам не придет, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?
* * *
Администратору, заставшему ее в гримерке абсолютно голой:
— Вас не шокирует, что я курю?
* * *
В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.
* * *
Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
* * *
— Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! — сетовала Раневская. — Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают.
* * *
Раневская об Ахматовой:
Какая страшная жизнь ждет эту великую женщину после смерти — воспоминания друзей.
* * *
У них у всех друзья такие же, как они сами, — дружат на почве покупок, почти живут в комиссионных лавках, ходят друг к другу в гости. Как завидую им, безмозглым!
* * *
Тошно от театра. Дачный сортир. Обидно кончать свою жизнь в сортире.
* * *
Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо.
* * *
Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности.
* * *
Посмотрела в паспорт, увидела, в каком году я родилась, и только ахнула.
* * *
В театр вхожу как в мусоропровод: фальшь, жестокость, лицемерие. Ни одного честного слова, ни одного честного глаза! Карьеризм, подлость, алчные старухи!
* * *
Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
* * *
У нее не лицо, а копыто.
* * *
Ничего, кроме отчаяния от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.
* * *
Когда нужно пойти на собрание труппы, такое чувство, что сейчас предстоит дегустация меда с касторкой.
* * *
— Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке.
— А потом?
— А потом начну раскачиваться.
* * *
Живу только собой — какое самоограничение.
* * *
У меня хватило ума прожить жизнь глупо.
* * *
Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело.
* * *
Раневская о проходящей даме:
— Такая задница называется «жопа-игрунья».
* * *
Красивые люди тоже срут.
* * *
Не лажу с бытом! Деньги мешают мне и когда их нет, и когда они есть.
* * *
В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.
* * *
Когда на свадьбе на плечо жениху нагадил голубь, Раневская сказала:
— Вот, молодожены, голубь — символ того, что свобода ваша улетела и на прощание нагадила.
* * *
Моя любимая болезнь — чесотка: почесался и еще хочется. А самая ненавистная — геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.
* * *
Я была вчера в театре. Актеры играли так плохо, особенно Дездемона, что когда Отелло душил ее, то публика очень долго аплодировала.
* * *
Бирман1 — и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала.
* * *
Если человек умный и честный — то беспартийный. Если умный и партийный — то нечестный. Если честный и партийный — то дурак.
* * *
Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.
* * *
Милочка, если хотите похудеть — ешьте голой и перед зеркалом.
* * *
Мужики от начала дней до их конца за сиськой тянутся.
* * *
14 апреля 1976 года. Множество людей столпилось в грим-уборной Раневской, которую в связи с 80-летием наградили орденом Ленина.
— У меня такое чувство, что я голая моюсь в ванной и пришла экскурсия, — сказала Раневская.
* * *
— Этот доктор творит чудеса! Он буквально за минуту вылечил все мои болезни, — саркастически заметила Фаина Георгиевна после посещения врача.
— Каким образом?
— Он сказал, что все мои болезни — не болезни, а симптомы приближающейся старости.
* * *
В театре:
— Извините, Фаина Георгиевна, но вы сели на мой веер!
— Что? То-то мне показалось, что снизу дует.
* * *
— Дорогая, сегодня я спала с незапертой дверью.
— А если бы кто-то вошел?! — всполошилась приятельница Раневской, дама пенсионного возраста.
— Ну сколько можно обольщаться, — пресекла Фаина Георгиевна.
* * *
В санатории Раневская сидела за столом с каким-то занудой, который все время хаял еду. И суп холодный, и котлеты несоленые, и компот несладкий. За завтраком он брезгливо говорил:
— Ну что это за яйца? Смех один. Вот в детстве у моей мамочки, помню, были яйца!
— А вы не путаете ее с папочкой? — осведомилась Раневская.
* * *
Раневская изобрела новое средство от бессонницы: надо считать до трех. Максимум — до полчетвертого.
* * *
В купе вагона назойливая попутчица пытается разговорить Раневскую:
— Позвольте же вам представиться.
Я — Смирнова.
— А я — нет.
* * *
Как-то Раневская, сняв телефонную трубку, услышала сильно надоевший ей голос кого-то из поклонников и заявила:
— Извините, не могу продолжать разговор. Я говорю из автомата, а здесь большая очередь.
* * *
Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.
* * *
Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь, перед финишем, понимаю ясно, что все пустое. Нужны только доброта и сострадание.
* * *
В старости главное — чувство достоинства, а его меня лишили.
* * *
Сколько лет мне кричали на улице мальчишки: «Муля, не нервируй меня!» Хорошо одетые надушенные дамы протягивали ручку лодочкой и аккуратно сложенными губками, вместо того чтобы представиться, шептали: «Муля, не нервируй меня!» Государственные деятели шли навстречу и, проявляя любовь и уважение к искусству, говорили доброжелательно: «Муля, не нервируй меня!» Я не Муля. Я старая актриса и никого не хочу нервировать. Мне трудно видеть людей.
* * *
Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает все, а я о ней ничего.
* * *
Никто, кроме мертвых вождей, не хочет терпеть праздноболтающихся моих грудей.
* * *
Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея...» После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову.
* * *
Раневская забыла фамилию актрисы, с которой должна была играть на сцене:
— Ну эта, как ее... Такая плечистая в заду...
* * *
Приятельница сообщает Раневской:
— Я вчера была в гостях у N. И пела для них два часа...
Фаина Георгиевна прерывает ее возгласом:
— Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!
* * *
Не могу жить без печатного слова. Впрочем, без непечатного тоже.
* * *
Соседка, вдова моссоветовского начальника, меняла румынскую мебель на югославскую, югославскую на финскую, нервничала. Руководила грузчиками... И умерла в 50 лет на мебельном гарнитуре. Девчонка!
* * *
Я уже давно ничего не читаю. Я перечитываю, и все Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: «Как ты мне, старая дура, надоела!»
* * *
Мальчик сказал:
— Я сержусь на Пушкина, няня ему рассказала сказки, а он их записал и выдал за свои.
— Прелесть, — передавала услышанное Раневская. После глубокого вздоха она продолжила: — Но боюсь, что мальчик все же полный идиот.
* * *
Известная актриса в истерике кричала на собрании труппы:
— Я знаю, вы только и ждете моей смерти, чтобы прийти и плюнуть на мою могилу!
Раневская заметила:
— Терпеть не могу стоять в очереди!
* * *
Ах, какой умный вид у этого болвана!
* * *
В больнице, увидев, что Раневская читает Цицерона, врач заметил:
— Не часто встретишь женщину, читающую Цицерона.
— Да и мужчину, читающего Цицерона, встретишь не часто, — парировала Фаина Георгиевна.
* * *
Раневская обедала как-то у одной дамы, столь экономной, что Фаина Георгиевна встала из-за стола совершенно голодной. Хозяйка любезно сказала ей:
— Прошу вас еще как-нибудь прийти ко мне отобедать.
— С удовольствием, — ответила Раневская, — хоть сейчас!
* * *
Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила! Я помню, один гимназист хотел застрелиться от любви ко мне. У него не хватило денег на пистолет, и он купил сетку для перепелов.
* * *
В подвенечном платье каждая женщина напоминает Деву Марию. На лице появляется выражение крайней невинности.
* * *
— Старая харя не стала моей трагедией. В 22 года я уже гримировалась старухой и привыкла, и полюбила старух моих в ролях. А недавно написала моей сверстнице: «Старухи, я любила вас, будьте бдительны!»
* * *
Ой, какая худая девочка! Совсем нет мяса, одни кости. Как же я буду воспитывать ее? Я отобью себе руку!
* * *
Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?
* * *
Книппер-Чехова, дивная старуха, однажды сказала мне: «Я начала душиться только в старости».
* * *
Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки... Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!
* * *
— Моя собака живет лучше меня! — пошутила однажды Раневская. — Я наняла для нее домработницу. Так вот и получается, что она живет как Сара Бернар, а я — как сенбернар...
* * *
Медсестра, лечившая Раневскую, рассказала, как однажды Фаина Георгиевна принесла на анализ мочу в термосе. Сестра удивилась, почему именно в термосе, надо было в баночке. На что великая актриса возмущенно пробасила:
— Ох, ни хрена себе! А кто вчера сказал: неси прямо с утра, теплую?!
* * *
Рецепт молодости от Фаины Раневской:
— Импортный полироль не хуже нашего крэ-эма, честное слово. С вас сползет старая кожа, и вы будете ходить как новорожденная.
* * *
Раневская как-то сказала с грустью:
— Ну надо же! Я дожила до такого ужасного времени, когда исчезли домработницы. И знаете почему? Все домработницы ушли в актрисы.
* * *
Как-то на южном море Раневская указала рукой на летящую чайку и сказала:
— МХАТ полетел.
* * *
— Шатров — это Крупская сегодня, — так определила Раневская творчество известного драматурга, автора многочисленных пьес о Ленине.
* * *
Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника...» у меня ничего не получается.
* * *
Дамы, не худейте... Оно вам надо?.. Уж лучше к старости быть румяной пышкой, чем засушенной мартышкой...
* * *
Запомните: за все, что вы совершаете недоброе, придется расплачиваться той же монетой... Не знаю, кто уж следит за этим, но следит, и очень внимательно.
* * *
Когда пионеры-тимуровцы пришли к Раневской домой, помогать как престарелой, она их выпроводила со словами:
— Пионэры, возьмитесь за руки и идите в жопу!
* * *
Разговор Раневской с Львом Лосевым:
— Моя дура домработница купила сегодня курицу и сварила с потрохами. Пришлось выбросить на помойку. Испортилось настроение на целый день.
— Фаина Георгиевна, наплюйте вы на эту курицу. Стоит ли из-за этого так расстраиваться!
— Дело не в деньгах. Мне жалко эту курицу. Ведь для чего-то она родилась!
* * *
Не можете никак понять: нравится ли вам молодой человек или нет? Проведите с ним вечер. Придя домой, разденьтесь и подбросьте трусы к потолку... Прилипли?.. Значит, нравится...
* * *
Если бы я вела дневник, я бы каждый день записывала одну фразу: «Какая смертная тоска»...
* * *
Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и, когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова «жопа», она ответила:
— Странно, слова нет, а жопа есть...
* * *
Если ты ждешь, что кто-то примет тебя таким, как ты есть, то ты просто ленивое мудло. Потому что, как правило, такой, как есть, — зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. Или сдохни в одиночестве.
* * *
В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение...
* * *
Я обязана друзьям, которые оказывают мне честь своим посещением, и глубоко благодарна друзьям, которые лишают меня этой чести.
* * *
Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно.
* * *
Однажды, посмотрев на Галину Сергееву, исполнительницу роли Пышки, и оценив ее глубокое декольте, Раневская своим дивным басом сказала, к восторгу Михаила Ромма, режиссера фильма: «Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей».
* * *
Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек.
* * *
Я не верю в духов, но боюсь их.
Примечания
1. Бирман Серафима Германовна (1890—1976) — советская актриса театра и кино, театральный режиссер и теоретик.