Квартирный вопрос
«Когда Раневская получила новую квартиру, друзья перевезли ее немудрящее имущество, помогли расставить и разложить все по местам и собрались уходить. Вдруг она заголосила:
— Боже мой, где мои похоронные принадлежности?! Куда вы положили мои похоронные принадлежности? Не уходите же, я потом сама ни за что не найду, я же старая, они могут понадобиться в любую минуту!
Все стали искать эти «похоронные принадлежности», не совсем понимая, что, собственно, следует искать. И вдруг Раневская радостно возгласила:
— Слава богу, нашла!
И торжественно продемонстрировала всем коробочку со своими орденами и медалями» (Матвей Гейзер).
До 1948 года Фаина Георгиевна, уже будучи знаменитой, так и не имела своего угла: после эвакуации она жила с Павлой Вульф в съемном двухэтажном флигеле на улице Герцена — строении, некогда принадлежавшем дворянскому семейству Гончаровых. Дряхлый флигель помнил Натали Гончарову еще в ее детские годы и не реставрировался, похоже, с того самого времени. Когда в 1948 году семья Вульф переехала на окраину столицы, Раневская решила остаться в центре: поближе к театрам. Ее первым самостоятельным жилищем стала убогая, подслеповатая комната в коммуналке Старопименовского переулка, единственное окно которой упиралось в стену соседнего дома (поэтому Фаине Георгиевне приходилось даже днем зажигать электрические лампы). Веселая, привыкшая к бытовым трудностям, Раневская шутила на этот счет:
— Живу, как Диоген: днем с огнем! Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили».
В роли Ляли в фильме «Подкидыш». 1939 г.
Московский художник-портретист Иосиф Игин, рисовавший актрису, рассказывал о своем визите к ней домой:
«...Она была в темном халате, курила папиросу и рассматривала альбом рисунков Гросса. Фаина Георгиевна огорчалась, что ничем не может меня угостить.
— Доконала популярность, — жаловалась она. — Невозможно зайти в магазин. Меня сразу узнают, и, вместо того чтобы делать необходимые покупки, приходится бежать. Хорошо еще, что у меня нет телефона, а то и дома покоя бы не было. Чтобы облегчить судьбу актрисы, я прервал работу над рисунком и купил в ближайшем магазине мясные полуфабрикаты. Фаина Георгиевна тут же положила их на сковороду. Правда, пока я доводил рисунок, мы заговорились, и полуфабрикаты сгорели. Пришлось идти обедать в Дом актера. На Пушкинской площади Раневская вдруг наклонилась ко мне и шепнула:
— Видите высокого человека в спортивной куртке? Это поэт Сергей Васильев.
— А вам не приходит в голову, — спросил я, — что в этот момент кто-то показывает на вас и говорит: «Видите эту импозантную даму с красивой сединой? Это...
Фаина Георгиевна испуганно оглянулась и быстро вошла в подъезд Дома актера».
В убогой комнате Раневская прожила до начала пятидесятых годов, а затем ей, на тот момент уже дважды лауреату Сталинской премии, дали отдельную двухкомнатную «квартиру высшей категории» в престижной высотке на Котельнической набережной. Биограф Шляхов рассказывает об этой квартире:
«...Две просторные смежно-изолированные комнаты, большая комната метров двадцать пять, а маленькая, узкая и вытянутая в длину, — около восемнадцати. Огромный холл, такая же огромная, выложенная от пола до потолка белым кафелем (другого в те времена, кажется, и не было) кухня, кладовка размером чуть ли не с все прежнее жилище Фаины Георгиевны. В ванной стояло удивительное по тем временам сантехническое сооружение — биде. Всюду, как и положено, — лепнина, дубовые наборные паркеты. Высота потолков — три с лишним метра. Коридор разделен пополам чем-то вроде прямоугольной арки, где все непременно вешали тяжелые шторы. В доме был даже подземный гараж для машин жильцов. Неслыханная роскошь по тем временам! Вдобавок — «блистательная плеяда» именитых соседей, с некоторыми из которых, такими, как известный поэт Александр Твардовский, знаменитая балерина Галина Уланова и не менее известный композитор Никита Богословский, Раневская дружила. Кстати, жил в этом доме и актер Михаил Жаров. Разумеется, Фаина Георгиевна, пораженная этим великолепием, не могла не назвать свой новый дом «Котельническим замком».
Правда, были у новой квартиры и недостатки. Из закрытых окон дуло, звукоизоляция оставляла желать лучшего. Вдобавок на первом этаже дома в числе прочих «учреждений быта» находилась булочная, и, когда по утрам во время разгрузки машин с хлебом грузчики начинали швырять лотки на асфальт, весь дом тотчас же просыпался. Поскольку с другой стороны дома находился кинотеатр «Иллюзион», Раневская шутила: «Я живу над хлебом и зрелищем», перефразируя известный возглас древнеримской черни перед гладиаторскими боями в Колизее во времена императора Августа: «Хлеба и зрелищ!» Дом стоял довольно далеко от центра Москвы, от театра и тем более от Павлы Леонтьевны. Фаина Раневская эту свою квартиру так и не полюбила. Несмотря на все ее достоинства».
Талантливая и уверенная в себе на театральной сцене, Раневская была беспомощна в быту. Все, что касалось домашних дел (готовка, уборка, уход за одеждой) было для Фаины Георгиевны невыносимо, она говорила:
— Угнетает гадость в людях, в себе самой — люди бегают, носятся, скупают, закупают, магазины пусты — слух о денежной реформе, — замучилась долгами, нищетой, хожу, как оборванка, «народная артистка». К счастью, мне очень мало надо. Поняла, в чем мое несчастье: скорее поэт, доморощенный философ, «бытовая» дура — не лажу с бытом! Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть. У всех есть «приятельницы», у меня их нет и не может быть. Вещи покупаю, чтобы их дарить. Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я. Мое богатство, очевидно, в том, что мне оно не нужно».
Санаторий им. Герцена. Вера Марецкая, Юрий Завадский и Фаина Раневская
Раневская часто становилась объектом шуток и героиней анекдотов среди своих друзей, благодаря своему фантастическому невезению в делах с домашней прислугой. Матвей Гейзер вспоминает:
«У Раневской часто сменялись домработницы. Они были ее бесконечным кошмаром. Приходили в дом, как завоеватели, и уходили, как мародеры с поля боя. Лиза была, пожалуй, самой яркой из них.
— Что сегодня на обед? — интересуется Фаина Георгиевна у Лизы, когда та возвращается из магазина.
— Детское мыло и папиросы купила.
— А что к обеду?
— Вы очень полная, вам не надо обедать, лучше в ванне купайтесь.
— А где сто рублей?
— Ну вот детское мыло, папиросы купила.
— Ну а еще?
— Да что вам считать! Деньги от дьявола, о душе надо думать. Еще зубную пасту купила.
— У меня есть зубная паста.
— Я в запас, скоро ничего не будет, ей-богу, тут конец света на носу, а вы сдачи спрашиваете.
Фаина Георгиевна позволяла себя обманывать и обкрадывать, философски считая, что кому-то, возможно, ее материальные блага нужнее. Про курицу, которую пришлось выбросить из-за того, что нерадивая домработница сварила ее со всеми внутренностями, Фаина Георгиевна грустно сказала: «Но ведь для чего-то она родилась!».
Лиза бесконечное количество раз прощалась и вновь пользовалась добротой своей хозяйки. Так, однажды в гости к Раневской пришла Любовь Орлова в шикарной норковой шубе. Домработница актрисы, одержимая страстью найти себе спутника жизни, упросила Фаину Георгиевну, пока Орлова у нее в гостях, разрешить надеть эту шубу, чтобы произвести впечатление на очередного поклонника. Раневская разрешила, в чем потом горько раскаялась, поскольку Лизавета прогуляла аж три часа, а Любовь Орлова так и не поняла, почему Фаина Георгиевна столь настойчиво уговаривала ее посидеть еще.
Раневская всю жизнь спала на узенькой тахте. Приобретенную однажды шикарную двуспальную кровать подарила на свадьбу своей домработнице Лизе».