Сергей Орлов. Случай в лифте
Однажды, когда я только начинал работать над рассказами для этой книги, мы с актрисой Ириной Павловной Карташевой зашли в Театр Моссовета — она хотела показать мне гримерку Раневской.
Вместе с нами в лифт вошел какой-то мужчина.
— Куда вы, Ирин Пална? — спросил он.
— Да вот, нужно рассказать про Фаину.
Мужчина ухмыльнулся:
— Неужели опять?
— Да, — ответила Ирина Павловна, обреченно кивнув.
— Ну что же, — ответил незнакомец, — тема поистине неисчерпаема, так же, как и сама личность...
Сколько уже написано, рассказано о Раневской, а как начнешь читать, понимаешь — всё одно и то же, из одних и тех же источников... Скучно.
Мне захотелось узнать о Фаине Георгиевне то, о чем никто никогда не писал и не рассказывал, может быть, даже не знал. Ведь история Раневской — это не только ее личная история, а история всего советского кино и театра на протяжении более чем полувека. Поработав, порывшись в архивах, я обнаружил, что подобных «белых пятен» в ее творческой биографии немало и, значит, материала будет достаточно.
Первой ласточкой стали «Родные берега» — с них все и началось. Уникальный фильм, в котором Раневская сыграла одну из самых интересных своих ролей, пролежал на полке без малого 65 лет и впервые был выпущен именно в рамках моего проекта «Неизвестная Раневская». Запоздалая премьера состоялась на родине актрисы в Таганроге и на Московском международном кинофестивале в 2008 году.
Потом целый год ушел на сбор и подготовку материала и, что самое важное, на поиски человека, готового вложить деньги в проект. И такой нашелся — Игорь Сазонов, который стал настоящим соратником и единомышленником. Порой, когда жизнь расставляла свои приоритеты, когда я готов был все это бросить, — а по ходу проекта пришлось столкнуться со многими трудностями — появлялся Игорь и говорил: «Давай работать!» И проект продолжался...
Вслед за «Родными берегами» вышли восстановленная фактически из руин «Драма» и совместно с объединением «Крупный план» легендарный «Небесный тихоход», в котором Фаина Георгиевна наконец-то заговорила своим голосом (до этого мы все знали переозвученную версию с Анной Лисянской).
Но основным наполнением проекта должны были стать рассказы тех, кто работал с Раневской в театре и на съемочной площадке, кто был с ней лично знаком. Конечно, таких осталось немного — на дворе стоял 2009 год...
Изначально эти рассказы задумывались как аудиокнига1 — Ольга Аросева, Василий Ливанов, Валентина Талызина, Евгений Стеблов, Елена Камбурова, Людмила Гурченко приходили в студию, садились к микрофону и рассказывали о своем общении, работе с Раневской. Истории были разные — веселые, грустные, неожиданно смелые... Некоторые записали с первого дубля, другие приходилось по нескольку раз переписывать — и с каждым дублем вспоминались, всплывали все новые и новые подробности.
Основным условием участия в проекте являлась уникальность материала: всё, о чем рассказывали артисты (а в основном это были именно они), ранее нигде не должно было быть опубликовано.
Очень скоро о нашей работе стало известно за пределами студии на Патриарших — частенько дверь приоткрывалась прямо во время записи и к нам заглядывали самые разные, совершенно случайные люди — охранники, продавщицы, работники офисов и интересовались: «А это у вас Гурченко сегодня?» Вскоре пожаловали и федеральные телеканалы: всем вдруг стало жутко интересно — «чем это вы тут занимаетесь»? Медленно, но верно проект набирал обороты...
В общем, собрался колоссальный материал, который частично был издан в аудиоварианте как «Рассказы о Раневской» и вошел в эту книгу, посвященную 120-летию со дня рождения актрисы.
Сергей Орлов,
автор проекта «Неизвестная Раневская»
Примечания
1. Все рассказы из этой книги существуют в аудиоварианте, в аутентичном исполнении.