Введение
Время играет с людьми так, как ему заблагорассудится. Одних забывают еще при жизни. А вот другие после смерти словно рождаются заново: появляются новые краски, ярче высвечиваются грани, на которые раньше не все обращали внимание.
О таких людях можно сказать, что не время играет с ними, а они играют со временем и неподвластны ему. В прошлое ушли их современники, которым при жизни ставили памятники, а «вневременные» люди и сегодня продолжают жить рядом, тревожить и будоражить умы человечества.
Фаина Раневская была актрисой, способной заменить всю труппу; философ с папиросой, скандальная особа, язвительная дама с грубым голосом, безумно одинокая и ранимая душа... Гремучая смесь!
Она никогда не стеснялась в выражениях.
Необыкновенно щедрая, она легко могла убить словом. Потрясающе талантливая, но так и не реализовавшая свой дар полностью. Готовая обнять весь мир, она так и не нашла счастья в любви. Считала себя дурнушкой.
Отодвинутая на второй план режиссерами, она навсегда осталась любимейшей актрисой страны. Не женщина, а парадокс. «Не судьба, а... шлюха», — как скажет она сама.
Кто-то наивно думает, что: Раневская придумывала шутки и афоризмы. Но Фаине Георгиевне незачем было что-то сочинять. Ее остроумие сродни рефлексу — оно притягивало и восхищало, отпугивало и шокировало тех, кто был объектом ее шуток. Просто она так жила: создав себя, не позволяла шутить над собой и пресекала любое проявление хамства в свой адрес.
В списке замечательных людей с истинным юмором, которых дала Россия миру, достойное место занимает великая актриса Фаина Георгиевна Раневская.
Как же мы любим этого прекрасного человека, стараемся подражать ей! И в своей любви мы искренны, так как чувства разделяют. С большим удовольствием попытаемся описать ее жизнь.
Ее афоризмы блещут юмором и иногда похожи на игру в колючий мяч
Просто этими колючками Фаина Георгиевна Раневская защищалась от жестокого мира.
Великая актриса в своем известном высказывании четко обозначила только два предмета, у которых в этом мире есть вторая половинка. Себя же она назвала изначально целой. Более романтично натуры находят в такой позиции черствость и самообман.
На такую посмотришь, и кажется — вот она сила духа, взращенная на чувстве противоречия. Такой палец в рот не клади. Язвительность так и сочится. Грубиянка!
Да, у Фаины Раневской был хороший защитный рефлекс. От бездарей, от завистников, от безвкусицы, в общем, от всего неталантливого.
Трудно быть гением среди козявок!
Как много любви, а в аптеку сходить некому.
В течение нескольких десятков лет, начиная с 1930-х годов, одной из самых популярных актрис театра и кино была Фаина Раневская. Она играла в пьесах А.П. Чехова, А.Н. Островского, М. Горького, И.А. Крылова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
К сожалению, об игре актрисы в театре можно судить лишь по воспоминаниям современников и по фотографиям. Увы, лишь последние три спектакля — «Дальше — тишина» В. Дельмар, «Правда — хорошо, а счастье — лучше» А.Н. Островского и «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — записаны на кинопленку.
Нам Фаина Георгиевна Раневская больше знакома по художественным фильмам: «Пышка», «Свадьба», «Человек в футляре», «Мечта», «Весна», «Золушка», «Слон и веревочка», «Подкидыш» и другим.
Наверное, невозможно думать так, как думала Раневская, если не родиться на свет самой Раневской, не прожить ее жизнь, не войти в ее образ
Фаина Раневская (Фельдман) родилась 15 (по старому стилю) августа 1896 года в Таганроге, в состоятельной еврейской семье. Ее отец, Герш Хаймович, крупный торговец и владелец фабрики сухих красок. Ему принадлежали несколько домов, магазин, склады, пароход «Св. Николай». Он был старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев.
Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова), натура несколько экзальтированная, любительница литературы и искусства, страстная почитательница А.П. Чехова. Видимо, от нее унаследовала Раневская чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке и театру.
Если судить по высказываниям самой Фаины Георгиевны, то она не была счастлива в родительском доме: «Мне вспоминается горькая моя обида на всех окружавших меня в моем одиноком детстве...»
Трудно понять, почему, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина ее повышенной ранимости кроется в легком заикании, которым Фаина страдала от рождения, и не очень красивой внешности.
Опасаясь насмешек, девочка избегала сверстников, не имела близких подруг и не очень любила учиться.
С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, она убедила родителей забрать ее оттуда. Но в то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.
А с 14 лет у Фаины Фельдман появляется новое увлечение — театр. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки-подростка неизгладимое впечатление, но настоящее потрясение она испытала в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова, поставленной на сцене Московского Художественного театра, где играли известные в те годы актеры.
Интересно, что псевдоним «Раневская» появился у нее именно благодаря этой пьесе. Однажды по дороге домой у Фаины из сумочки выпали деньги, их подхватил ветер, а она же смеялась и говорила: «Как красиво они летят!». Ее спутник тогда заметил: «Вы совсем, как Раневская». Так и осталась за ней эта фамилия, позже став официальной.
...Опустился занавес, погасли огни рампы, а девушка все продолжала сидеть в опустевшем зале. Она поняла, что ее призвание — театр.
«Профессию я не выбирала — она во мне таилась».
Вернувшись домой, Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А.Н. Говберга). Училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. Участвовала в любительских спектаклях.
Сначала отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но когда Фаина объявила о своем желании стать профессиональной актрисой, то это стало причиной скандала и разрыва с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще предстоит основательно учиться сценическому мастерству.
Позже в своей биографии Ф.Г. Раневская писала: «В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу которую вынуждена была оставить из-за невозможности оплачивать уроки».
Можно представить, в каком положении оказалась Фаина Раневская в Москве: без денег, без протекции, без жилья. Свой путь актрисы она начинала с участия в массовках на сценах провинциальных театров.
После революции вся семья Фельдман эмигрировала, кроме Фаины. И она осталась одна в России. Работала в Ростове-на-Дону в Саратове, Баку и других городах. Вера в свое призвание помогала Раневской преодолевать все невзгоды.
В Москве она обосновалась в 1931 году, имея за плечами уже десятки сыгранных ролей. С 1934 года Раневская начала сниматься в кино, что сразу же принесло ей широкую известность. Ей одинаково удавались сатирические, бытовые, гротескные и драматические образы. Прирожденный талант, умноженный на неимоверную работоспособность, и преданность искусству помогли девушке, родившейся в провинциальном Таганроге, стать одной из самых любимых зрителями актрис столицы и страны.
Фаина Раневская обрела легендарную известность, была отмечена высокими званиями и наградами, дружила со многими выдающимися людьми. Все у нее было, кроме семьи и личного счастья: она так и не стала ни женой, ни матерью.
Пока были силы — все занимал театр. В последний раз Фаина Георгиевна вышла на сцену в возрасте 86 лет. В 1983 году она ушла из театра, объяснив, что ей «надоело симулировать здоровье».
«Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы буду просто сидеть в кресле-качалке.
— А потом?
— А потом начну раскачиваться...».
В начале 60-х годов у Фаины Раневской был период, когда она не чувствовала себя одинокой. Ей пришло письмо от сестры Беллы, которая некоторое время жила во Франции, а после похорон мужа переехала в Турцию. Сестра тоже жила одна и просила помочь вернуться в СССР. Несколько лет сестры жили вместе. Потом у Изабеллы обнаружили рак. Фаина водила ее к лучшим врачам, но в 1964 году сестра умерла.
Никто еще тогда не знал, что ей остался последний год жизни. Вот тогда-то Фаина Георгиевна с горьким сарказмом и написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите — умерла от отвращения».
Скончалась Ф.Г. Раневская 19 июля 1984 года, похоронили ее на кладбище Донского монастыря рядом с сестрой.
Думать так, как думала Фаина Раневская, это значит стать ее частицей, впитать ее трудолюбие, талант и живой ум
Эта книга будет полезна не только тем, кто мечтает посвятить свою жизнь служению театру, но и желающим в наше непростое время отличаться от других, не подчиняться обстоятельствам, быть выше их.
Люди делятся на две категории: одних жизненные трудности ломают, других — делают сильнее, ярче. Раневская, конечно, относилась ко второй категории.
О Фаине Георгиевне Раневской написано так много, что и эта книга во многом повторяет общеизвестное. Во многом, но не во всем. И с этого особенного мы и начнем рассказ.