III
А эти истории уже из разряда анекдотов:
— Доктор, в последнее время я очень озабочена своими умственными способностями, — жалуется Раневская психиатру.
— А в чем дело? Каковы симптомы?
— Очень тревожные: всё, что говорит Завадский, кажется мне разумным...
* * *
— Ох, вы знаете, у Завадского такое горе!
— Какое горе?
— Он умер.
* * *
О других режиссёрах:
— Фаина Георгиевна! Галя Волчек поставила «Вишнёвый сад». — Боже мой, какой ужас! Она продаст его в первом действии.
— У Юрского течка на профессию режиссёра. Хотя актёр он замечательный.
* * *
В отношениях с коллегами Раневская не церемонилась, и часто говорила то, что думала. Особенно доставалось от неё женщинам:
— У этой актрисы жопа висит и болтается, как сумка у гусара.
О другой: — У неё не лицо, а копыто.
* * *
Раневская забыла фамилию актрисы, с которой должна была играть:
— Ну эта, как её... Такая плечистая в заду...
* * *
Ещё одна характеристика:
— У неё голос — будто в цинковое ведро ссыт.
* * *
А вот высказывание об актрисе, только что принятой в труппу театра:
— И что только ни делает с человеком природа!
* * *
Раневская подошла к актрисе, страдающей завышенной самооценкой, и спросила:
— Вам никогда не говорили, что вы похожи на Брижит Бардо?
— Нет, никогда, — ответила та, ожидая комплимент.
Раневская окинула её взглядом и с удовольствием заключила:
— И правильно, что не говорили.
* * *
— Берите пример с меня, — сказала как-то Раневской одна солистка Большого театра. — Я недавно застраховала свой голос на очень крупную сумму.
— Ну, и что же вы купили на эти деньги?
* * *
Известная актриса в истерике кричала на собрании труппы:
— Я знаю, вы только и ждёте моей смерти, чтобы прийти и плюнуть на мою могилу!
— Терпеть не могу стоять в очереди! — отозвалась Раневская.
* * *
Видный кинодокументалист и блестящий рассказчик Василий Катанян как-то сказал Раневской, что смотрел «Гамлета» у Охлопкова.
— А как Бабанова в Офелии? — спросила Фаина Георгиевна.
— Очень интересна. Красива, пластична, голосок прежний...
— Ну, вы, видно, добрый человек. Мне говорили, что это болонка в климаксе.
* * *
— Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление! В театр вхожу как в мусоропровод: фальшь, жестокость, лицемерие. Ни одного честного слова, ни одного честного глаза! Карьеризм, подлость, алчные старухи!
* * *
— Это не театр, а дачный сортир. В нынешний театр я хожу так, как в молодости шла на аборт, а в старости рвать зубы. Ведь знаете, как будто бы Станиславский не рождался. Они удивляются, зачем я каждый раз играю по-новому.
* * *
— Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
* * *
Во время своего дебюта в кино, на съёмках фильма «Пышка», Раневская, оценив декольте исполнительницы главной роли Галины Сергеевой, сказала, к восторгу режиссёра Михаила Ромма: «Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей».