16 сентября 1954 года

Дорогая моя Фирочка!

Знаю — ты опять сердишься на меня, засранку, за то, что я так редко тебе пишу.

Из Москвы легче дозвониться в Баку, дают за час, не надо полдня сидеть на привязи у телефона. К тому же наш дом на особом счету, поэтому часто соединяют в считаные минуты. Так что не переживай, дорогая моя, по поводу моих расходов и не старайся поскорее закончить разговор. Слава Богу, деньги у меня есть, и я могу позволить себе потратиться на разговор с моей близкой подругой. Если бы ты знала, как мне приятно слышать твой голос. Телефон — великое изобретение. Мне, Фирочка, приятнее поговорить с тобой по телефону, чем писать письмо. Но не думай, что я совсем перестану писать тебе, нет. Привычка к переписке въелась в меня крепко-накрепко, к тому же о чем-то наболевшем или серьезном лучше написать, чем рассказывать по телефону. Когда я взволнована, то говорю сбивчиво, путано. Просто я буду писать тебе реже, а звонить чаще.

Я совершила невозможное — уговорила Юрия Александровича взять в труппу Любочку. Представь себе, Фирочка, его пришлось уговаривать на то, чтобы принять лучшую артистку СССР! Сам он, возможно, хотел этого, но Марецкая была против. Как же! У нее появится такая конкурентка! Ну, если говорить честно, то Любочка этой шиксе не конкурентка. Точно так же роза может конкурировать с ж. ой! Марецкая хорошо это понимает и потому встала на дыбы и всячески настраивала Ю.А. против Любочки. А у Любочки сложилась довольно непростая ситуация. У Гриши не предвидится новых картин. Нынче Пырьев на коне, а он Гришу терпеть не может. Если начать рассказывать про Гришины дела, то получится долго, а я собиралась рассказать про Любочку. Так вот, в кино у нее ничего не ожидается, в Театре киноактера ролей у нее нет, одними концертами сыта не будешь. То есть сыта, может, и будешь, но концерты хороши как дополнение к основной работе. Актрисе надо или сниматься в кино, или играть на сцене. Я в свое время прошла через долгий период невостребованности и никому, даже злейшему врагу, даже противной Верке не пожелаю такого «счастья». Когда Любочка сказала, что подумывает о том, чтобы поступить в театр и на какое-то время целиком отдаться сцене, я пригласила ее к нам, тем более что после войны она некоторое время играла у нас Джесси в «Русском вопросе»1. Ох, как же хорошо она играла! Знаешь, Фирочка, я до сих пор не могу простить Михаилу Ильичу того, что он не снял в экранизации этой пьесы Любочку2. На этой почве, как ты знаешь, мы с ним и рассорились. Но я не жалею. Бывают в жизни такие моменты, когда надо говорить не комплименты, а правду. Кузьмина в самом деле сыграла не Джесси, а Дуньку. Ей далеко до Любочки как по части таланта, так и по части элегантности и всего остального. Но Бог с ними с обеими, это их картина и их позор. Мне немного жаль, что я больше никогда не снимусь у Михаила Ильича, но, может, это и к лучшему, потому что мне не придется служить фоном для его обожаемой Лисички (так он называет Кузьмину).

Ю.А. тянул: «не сейчас», «подождите», «я подумаю» и т. п. Потеряв терпение, я пришла к нему в кабинет и спросила прямо — понимает ли он, что Любочку с удовольствием возьмут в любую труппу? Как только он понял, что может остаться с носом, режиссер в нем взял верх над подкаблучником, и он сказал, что согласен. Но тут же, в своей обычной манере, добавил: «Надеюсь, что никогда не пожалею о своем решении». У меня язык так и чесался ответить: «Главное, чтобы Любовь Петровна не пожалела», но я промолчала, боясь, что он может передумать. Ему ничего не стоит взять назад данное слово, такой уж это человек. Удивляюсь, как его могла любить такая женщина, как Цветаева3. Любви младой военнопленный! Тьфу! Нарциссизма он военнопленный, а не любви4. Хоть бы раз ее вспомнил добрым словом, хоть бы раз пожалел, что ее больше нет!5 Впрочем, в наше время память и благодарность вообще не в почете. Взять хотя бы недавнюю выходку Лидии Смирновой6. Может, ты и не знаешь, но она ученица Таирова, дорогу на сцену ей открыла школа при Камерном театре. Пришла она туда в тяжелый момент, когда театр висел на волоске7. Я предполагаю, что ей некуда больше было идти, но она рассказывала всем, что ее приняли и туда, и туда, но она выбрала Камерный, потому что это ее любимый театр. Хитрости ей не занимать и хваткости тоже. Во что вцепится зубами, то не выпустит. Думаю, что не надо объяснять тебе, как приятно было Таирову (особенно в тот момент, когда его театр объединили с Реалистическим) слышать такие слова. Он растаял, влюбился в Смирнову (в хорошем смысле слова, Фирочка, без адюльтера) и учил ее, словно родную дочь. Кроме того, Таиров расхваливал ее повсюду. Именно благодаря его рекомендации Смирновой досталась роль Шурочки в «Моей любви»8. Короче говоря, он поставил ее на ноги и выдал ей путевку в жизнь, за что она должна быть ему благодарна. Недавно Алиса Георгиевна обратилась к Смирновой с небольшой просьбой, которую та могла без труда исполнить. В детали вдаваться не стану, а то никогда не допишу это письмо. Казалось бы, в память о Таирове Смирнова должна была бы вывернуться наизнанку, но сделать то, о чем ее попросили. В конце концов, Алиса Георгиевна тоже учила ее и принимала участие в ее судьбе. Как по-твоему, что бедная Алиса Георгиевна услышала в ответ на свою просьбу? Хамское: «Я свои дела не успеваю сделать, где же мне заниматься чужими?» Тут даже дело не в тоне, каким это было сказано, хотя тон был раздраженный, грубый, а в слове «чужими». Таиров умер, Алиса Георгиевна стала ненужной, значит, они — чужие. Я с этой шиксой снималась в «Родине»9 и имела возможность хорошо узнать ее гадкий характер. Не человек, а змея с крокодильими зубами. Хваткая до ужаса. Ей не то что пальца в рот не клади, к ней близко подходить опасно — загрызет. Файнциммера однажды на съемках довела до сердечного приступа. Даже Верка сказала про нее: «Что за дрянь!» Изображает из себя веселую простушку, но сама ой как непроста. Личико смазливое, голосок приятный, мужчинам она нравится, но любовников заводит не по велению сердца, а исключительно из корыстных соображений. Под ее чары попал даже один наш общий друг. Не спрашивай меня, кто это, не скажу, поскольку имела с ним тяжелый разговор относительно Смирновой. Попыталась раскрыть ему глаза, напомнить об ответственности перед женой, которую мне безумно жаль, но в результате только испортила отношения. Не совсем, но определенный холодок между нами появился. Поэтому и не хочу называть его имени, чтобы не выглядело так, будто я пытаюсь заочно свести с ним счеты.

Вот — начала про Любочку, а уехала черт знает куда. Пишу тебе ночью. В последнее время меня постоянно мучает бессонница. Засиживаюсь до рассвета, а потом уже нет смысла спать, потому что разбудит машина, привозящая в нашу булочную хлеб. Проклятые грузчики так громыхают лотками, что и мертвого разбудят. Никакого уважения к людям. Их и просили не шуметь, и пугали милицией, но на них не действуют ни просьбы, ни уговоры. Я уверена, что они нарочно так себя ведут, чтобы досадить нам, жильцам образцового дома. Зависть правит миром, Фирочка, зависть, а не любовь. Грустно это. Вспоминаю, как славно мы жили с Павлой Леонтьевной на улице Герцена. Дом был старый, но зато все остальное радовало, не то, что в Старопименовском, где в придачу к ужасной комнате я получила отвратительных соседей. Здесь10 тоже много неприятных соседей, дерьма везде хватает с избытком, но, по крайней мере, мне не надо делить с ними туалет и кухню. Но булочная меня просто убивает. Пробовала затыкать уши ватой, но тогда я не услышу будильник или телефон. В первую очередь я не могу позволить себе не слышать телефона. Вдруг что-то случится с Павлой Леонтьевной и будет срочно нужна моя помощь? Ей недавно исполнилось 76 лет, это возраст. Держится она молодцом, но годы каждый день напоминают о себе — то сердце прихватит, то еще что-то. А поначалу я радовалась, дура, — как хорошо, что булочная внизу, далеко ходить не придется. Сначала надо подождать, посмотреть, что будет, а потом радоваться. Ругаю себя за то, что выпросила квартиру на втором этаже. Ты знаешь, как я боюсь лифтов, которые вечно застревают, но лучше иногда застрять в лифте, чем каждое утро просыпаться от «канонады», которую устраивают бессовестные грузчики. Нет, вру — лучше уж просыпаться, чем висеть между небом и землей в тесной клетке. Ох, лучше всего было бы жить над сберкассой.

Что радует меня в этой квартире, так это простор и обстановка, на которую я угрохала почти все, что имела. Но зато теперь живу, как царица. Езжу только на такси, не помню, когда в троллейбус садилась, но это не потому что я барствую, а потому что здесь иначе нельзя. От всего далеко, троллейбуса не дождешься, вот и приходится шиковать. Мне советуют купить машину и нанять водителя, но я не хочу. Мало мне забот, так еще и это! Думать о том, как водитель содержит мою машину, думать о том, где он сейчас ездит... Чтоб им всем пусто было, кто дает глупые советы. Нет, я лучше буду ездить на такси. Слава Богу, не на последние деньги. Самой смешно от того, как я «хожу» на прогулки. Вызываю такси, еду на бульвар, гуляю, сажусь в такси и возвращаюсь обратно. Возле нашего «Котельнического замка» гулять негде, а местами даже и опасно, поскольку, согласно традиции, к подножию «замка» лепятся трущобы, в которые лучше не соваться. Некоторые из соседей гуляют по двору, но я так не могу. Это все равно что гулять в тюремном дворе. Сразу чувствую себя арестанткой. Если бы я была волшебницей, то перенесла бы наш «замок» на улицу Горького и убрала бы из него булочную. Ах, почему я не волшебница?

Поздравляю тебя с наступающим Новым годом!11

Будь здорова и счастлива, милая моя Фирочка.

Целую, люблю, жду в гости. Помни, что дверь номеров мадам Раневской на Котельнической набережной всегда открыта для тебя. Вы таки можете иметь чистую постель, сытное трехразовое питание и чай с сахаром за счет заведения.

Твоя Фаня.

Примечания

1. Пьеса Константина Симонова.

2. В 1947 году Михаил Ромм снял по пьесе Константина Симонова художественный фильм «Русский вопрос», в котором роль Джесси сыграла Елена Кузьмина, жена Ромма.

3. С Мариной Цветаевой Раневскую познакомила Екатерина Гельцер в 1916 году.

4. Марина Цветаева посвятила Юрию Завадскому цикл стихов «Комедьянт». В стихотворении «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны...» из этого цикла было сказано:

Вы столь забывчивы, сколь незабвенны. — Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! — Сказать еще? — Златого утра краше! Сказать еще? — Один во всей вселенной! Самой Любви младой военнопленный, Рукой Челлини ваянная чаша...

5. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством (повесилась) в городе Елабуге, куда была эвакуирована после начала войны.

6. Смирнова Лидия Николаевна (1915—2007) — известная советская актриса театра и кино, воспитанница школы при Камерном театре.

7. Речь идет о 1938 годе.

8. «Моя любовь» — музыкальная комедия, снятая в 1940 году режиссером Владимиром Корш-Саблиным.

9. Речь идет о картине «У них есть Родина».

10. То есть в доме на Котельнической набережной.

11. Имеется в виду Рош Ха-Шана (в переводе с иврита: «голова года») — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (приходится на сентябрь или октябрь).

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.