Из князи в грязи и... в кино
«В работе над этим фильмом, — писала она, — я убедилась, что актеру в какой-то степени всегда необходимо обладать даром педагога... С детьми работать всегда трудно. В кино, наверное, особенно. Там своя специфика, свои подчас изнурительные условия. Актер должен всегда чувствовать партнера независимо от того, ребенок это или нет. Должен понять мир ребенка. Потому и родственны наши профессии — актера и школьного учителя...»
Фаина Раневская
«Когда мне снится кошмар — это значит, я во сне снимаюсь в кино».
Фаина Раневская
«Птицы ругаются, как актрисы из-за ролей. Я видела, как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову. Все как у людей».
Фаина Раневская
В 1938 году Фаину, успевшую блестяще сыграть множество разнообразных ролей, пригласили играть в один из самых престижных театров России — Московский Малый театр, режиссер которого даже пообещал впредь ставить пьесы конкретно под Раневскую. Какая актриса отказалась от такого головокружительного предложения? Фаина Георгиевна тотчас написала заявление об уходе из Центрального театра Красной армии, однако руководство его подписать не спешило, а 22 декабря 1938 года в газете «Советское искусство» (выходящей, между прочим, многомиллионным тиражом!) вышла обличающая актрису статья с броским заголовком, набранным аршинными буквами: «Решительно бороться с летунами и дезорганизаторами театрального производства». Узколобое руководство театра, сплошь состоящее из комиссаров, надеялось таким образом удержать Раневскую от ухода (после грандиозного газетного скандала путь в Малый театр Фаине Георгиевне был закрыт), однако она все равно решительно уволилась, освободила комнату в театральном общежитии и в одночасье осталась без работы и крыши над головой: буквально на улице.
Проба на роль мачехи к кинофильму «Золушка». 1947 г.
Целый год Раневская, которую снова приютила подруга Павла Вульф, сидела без дела, оцепенев, погруженная в жестокую депрессию: все театры Москвы закрыли перед знаменитой актрисой свои двери, опасаясь опалы властей. Фаина потихоньку относила на вещевой рынок свои личные вещи и молчала, отгородившись угрюмой тишиной даже от самых близких своих друзей. Из обиды и оцепенения ее вывел молодой кинорежиссер Михаил Ромм, который предложил ей попробовать себя на новом поприще — в кино. Биограф Андрей Шляхов рассказывает:
«Ромм как раз собирался снять по новелле Ги де Мопассана «Пышка» свой первый фильм и потому приглядывался к актерам. Раневская своим талантом пленила его настолько, что он тут же решил пригласить ее на роль госпожи Луазо. Раневская получила предложение, от которого не смогла отказаться, и через несколько дней на «Мосфильме» начались съемки.
Огромное здание кинофабрики на Потылихе еще строилось, но во многих его павильонах уже снимались фильмы. Актеры мерзли, так как отопление еще не работало, страдали от вечных спутников процесса — шума и суеты, но работали с полной самоотдачей. Страдания Фаины Георгиевны усугубились тем, что ей для съемок сшили платье из той же плотной и тяжелой материи, которой был обит дилижанс. «Я чувствовала себя в нем, как рыцарь, закованный в латы», — вспоминала актриса.
Почти все съемки проходили ночью, так как, по мнению тогдашнего начальства Москинокомбината, для немой ленты начинающего режиссера Ромма дневные смены были слишком хороши. С тех пор у Раневской и появилась бессонница.
...Фильм «Пышка» был немым, поэтому характер своей героини Раневской приходилось раскрывать посредством мимики и пластики. Делала она это великолепно.
Несмотря на то что картина снималась без звука, Раневская, выучившая французский еще в детстве, перечла рассказ Мопассана в подлиннике и выучила наизусть несколько фраз госпожи Луазо, чтобы почувствовать себя настоящей француженкой. Таков был метод Раневской — вживаться в роль полностью.
Когда в Советский Союз приехал Ромен Роллан, Горький на своей даче показал ему фильм «Пышка». Просматривая тот эпизод, в котором госпожа Луазо отчитывает Пышку, Роллан даже подскочил на стуле от восторга, пораженный артикуляцией Раневской, проговаривавшей свою роль по-французски. Немой кинематограф заговорил без звука... Роллан расхвалил «Пышку» во Франции, картина была закуплена французами для показа и прошла там с большим успехом. «Вы — моя добрая звезда, — признался Ромм Раневской, — вы принесли мне удачу».
Фаина Георгиевна затмила своей игрой исполнительницу главной роли — актрису Театра-студии Рубена Симонова Галину Сергееву. Достоянием истории стал тот факт, что, когда на съемках «Пышки» Фаина Раневская впервые увидела Сергееву в платье с глубоким декольте, она восхищенно вздохнула: «Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей».
Актриса Екатерина Юдина рассказывала о роли Раневской в «Пышке»:
«Роль имела успех и стала прологом ко многим незабываемым образам, созданным актрисой на экране. Она обладала способностью характерным жестом или поворотом лица прожить целую судьбу. Раневская — соавтор своих ролей. Да и в кино актриса становилась не только соавтором, но и единственным автором отдельных эпизодов. Выразительную внешность и пластику Раневской в кино зачастую использовали просто как яркую, необходимую для режиссера краску. В своих ролях актриса использовала в основном «грим души», подчеркивая остроту характера, владея искусством интонации. В кино у нее преобладали комические роли, в которых ее творческая фантазия, наблюдательность, умение видеть и запечатлевать смешное не знали равных».
В 1934 году состоялся дебют Фаины Георгиевны в кино — актриса снялась в драме «Пышка» Михаила Ромма по новелле Мопассана
Об этой роли с восторгом отзывался и Соломон Михоэлс, актер, режиссер, педагог, общественный и политический деятель:
«Вот уж Раневская, всем актрисам — актриса! Ее роль в «Пышке» оказалась едва ли не самой удачной в фильме. Именно ей удалось показать буржуа такими, какими они были воистину в то время».