Вредная профессия — чиновник
Раневская ненавидела разного рода собрания, заседания и выступления с трибуны, считая пафосные речи профанацией. При любой возможности увиливала от обязательного посещения профсоюзных собраний, различных лекций, которые очень любил устраивать, например, Завадский, политинформаций и собраний труппы.
Но если уж попадала на какое-то мероприятие, то ее присутствие становилось мучением для выступающего. Басовитый голос Раневской то и дело слышался с места, мало того, ее комментариев ждали и потому прислушивались нарочно.
Меткие саркастичные реплики неизменно вызывали смех в зале, сводя на нет все усилия чиновников придать вес своим выступлениям.
Постепенно в театре пришли к выводу, что лучше не замечать отсутствия Раневской, чем терпеть ее присутствие.
Больше всего Раневская не любила чиновников, твердя, что это самая вредная профессия — никто больше них вреда человечеству не приносит. Когда ей напоминали, что чиновники просто необходимы и без их усилий мало что двигалось бы, Раневская советовала чиновникам работать, а не выступать, причем работать бесплатно, если они такие полезные.
Особенно она не любила чиновников от культуры, которые только и умели, что ставить палки в колеса и запрещать.
Не любила выступления с трибуны своих коллег:
— Если есть что сказать, выйди к краю рампы и скажи. Зачем на эту будку с графином взбираться?
* * *
— Самая вредная работа у чиновников.
— Вы ничего не путаете, Фаина Георгиевна?
— Ничуть. Больше, чем они, вреда не приносит никто.
* * *
— Мы работники культуры! — вещает очередной чиновник.
Раневская громко продолжает:
— ...и бескультурья.
* * *
На собрании:
— Фаина Георгиевна, вам слово, но времени осталось очень мало, потому, пожалуйста, очень-очень коротко, буквально одну фразу.
Раневская выходит к трибуне, оглядывает зал, внушительно прокашливается и произносит своим знаменитым низким голосом:
— Спасибо за внимание.
Поворачивается к председательствующему и
смущенно добавляет:
— Короче не сумела...
* * *
На профсоюзном собрании Раневской, которая села поближе к выходу, явно намереваясь выскользнуть сразу после начала под предлогом похода в туалет:
— Фаина Георгиевна, что же вы сели в стороне, присоединяйтесь к коллективу.
— Спасибо, мне и здесь хорошо. Орлы летают в одиночку, это бараны пасутся стадами.
Чиновник возвышенно:
— Талантливый человек талантлив во всем! Раневская довольно громко:
— С идиотами так же.
* * *
Услышав с трибуны «нам бы хотелось...», Раневская вздыхает:
— Хотелось бы, чтобы не только хотелось...» Эта фраза мгновенно разлетелась по Москве
без авторства.
* * *
«Скромность украшает человека».
— Но у нас актрисы красивые, им лишнее украшение ни к чему...
* * *
Чиновница:
— Готовность жертвовать собой ради общего дела — это богатство советского человека!
Раневская:
— Вот почему актеры бедные...
Чиновник рассуждает с трибуны о достоинствах прожитых актером лет...
Раневская вздыхает:
— Неужели М. так постарел, что кроме возраста и говорить уже не о чем?
* * *
Чиновник с пафосом вещал с трибуны о бездарном режиссере:
— ...и оставил свой след в искусстве...
Раневская не удержалась, чтобы не добавить:
— ...грязный, вонючий и несмываемый...
* * *
«Вышли мы все из народа...»
— Вот именно, они вышли, а народ остался сам по себе...
* * *
«Наша цель — коммунизм».
— Если стрелять собрались, то к чему тогда расхваливать, а если двигаться к нему, то такой путь ползком не преодолеешь.
— На что рассчитывал Хрущев, обещая нынешнему поколению коммунизм, что он не переживет это поколение или что поколение не проживет так долго?
* * *
— Раньше за оскорбление вызывали на дуэль, а теперь на партсобрание.
* * *
Завадский на репетиции произносит очередную сентенцию и призывает всех подумать над каким-то вопросом:
— Одна голова хорошо, а...
— ...с телом куда лучше! — успевает вставить Раневская, мгновенно разрушая весь пафос выступления режиссера.
— Вот почему актеры бедные...
* * *
Завадский на собрании труппы:
— Сезон обещает быть хорошим...
Раневская шумно вздыхает:
— ...но обещание опять не выполнит.
Лозунг «Пятилетку — в четыре года!».
— Хорошо хоть сами календари сокращать не додумались. У нынешней власти хватило бы ума сократить воскресенья за ненадобностью.
* * *
Раневская с Марецкой постоянно пикировались острыми фразами, не задевая, однако, болезненных тем. А таковыми были две — здоровье и распределение ролей в театре.
И все же встречались пикировки, подобные такой:
— Помрешь, не забудь занять для меня местечко на том свете, — просит Марецкая.
— В аду или в раю?
— А ты куда собираешься попасть?
Раневская пожимает плечами:
— Куда распределят, но, боюсь, как узнают, что ты со мной, так никуда не пустят. Партийных туда не пускают.
Марецкая была членом партии, Раневскую так и не убедили вступить в партию.
— Для таких, как ты, в аду приготовлены не котлы и сковородки, а бесконечные собрания, — задевает страшную противницу всяких собраний-заседаний Раневскую Марецкая.
— С тобой на трибуне, — немедленно соглашается Раневская.
* * *
— Фаина, почему ты не вступаешь с партию? Боишься, что не примут? — интересуется Марецкая.
— Боюсь, что примут, и тогда придется слушать твои выступления не только на профсоюзных, но и на партийных собраниях.
* * *
Речь о членстве в КПСС с Раневской заводили не раз. Народная артистка и беспартийная... это было нонсенсом.
— Фаина, если бы ты была членом партии, ты бы быстрей стала дисциплинированной. Партийная дисциплина строже.
— Дисциплины мне хватает и больничной, две дисциплины сразу слишком много.
— Партия — наш рулевой! — бодро вещает на профсоюзном собрании, посвященном открытию очередного съезда КПСС, Марецкая, очень любившая выступать с трибуны.
— Кого она имеет в виду, говоря «наш»? Если она член партии, то как может быть рулевым сама себе? Неужели вышла?
* * *
Во время выступления чиновника, вещающего о необходимости перестройки театра:
— Чем бы дитя не тешилось, лишь бы переделки не затевало...
* * *
— Чиновники — зло вечное, всегда были и будут, как тараканы и клопы. Их никакой дезинфекцией не выведешь. Разве только не кормить?..
* * *
На очередное собрание, посвященное очередной годовщине какого-то события, приехала важная чиновница из министерства культуры. Назначена на пост, видно, недавно, потому важности полна, и еще постоянно напоминала, что она-де из народа:
— Не знаю, как у вас в Москве, а у нас в провинции...
Это должно было демонстрировать преимущества культуры провинции перед столичным упадком. Обычно бывало наоборот, человек, перебираясь в министерство в Москву, делал все, чтобы о его провинциальном прошлом забыли.
Возможно, из-за такого неординарного поведения чиновницу считали свежим глотком воздуха и символом демократии. Уловив это, она подчеркивала свою провинциальность на каждом шагу.
Выступление началось с привычного деления «у вас» и «у нас».
Раневская с места басом продолжила:
— ...у нас в Москве сначала здороваются...
* * *
— Товарищи, активней предлагайте темы для обсуждения на собраниях предстоящего сезона, — призывает активный член профкома.
Раневская вдруг просит слова.
Прекрасно помня, насколько это опасно, ее просят сначала обозначить тему своего выступления.
— Хочу предложить обсудить название пьесы Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше». Какую правду он имел в виду, не газету ли?
Хохот в зале скрыл возмущенный ответ профсоюзного активиста.
* * *
Об актере, ушедшем во власть:
— Он так высоко вознесся, что затерялся где-то наверху.
Чуть подумав, добавляет:
— Но гадит оттуда точно в цель.
* * *
Ситуация в фильме «Карнавальная ночь» с чинушей Огурцовым, конечно, утрирована, но не так уж далека от действительности.
Такие постановления «Весело встретить Новый год» принимались нередко и приводили к курьезным ситуациям.
В театре просто вечеринка из тех, что «категорически запрещены на рабочем месте». Неожиданно, видно по чьему-то доносу, приезжает начальство. Актеры пойманы, что называется, с поличным на месте преступления. Ясно, что всех ждут выговоры и лишение премии. Обидно, потому что премия обещана неплохая и совсем скоро Новый год.
— Что здесь происходит?! — громовым голосом интересуется начальство.
Безмолвная сцена из последнего действия «Ревизора». Коллег выручает не принимавшая участия, но случайно оказавшаяся рядом Раневская, которая басит из коридора:
— Не видите? Люди встречу Нового года репетируют.
— А почему со спиртным? — не сдается начальство.
— Для реализма. Во время самой встречи спиртное будет бутафорским.
Последней фразы актеры простить Раневской не могли еще долго...
* * *
На торжественном заседании с трибуны кто-то разглагольствует об уверенности в завтрашнем дне.
Раневская вздыхает:
— Нам бы во вчерашнем быть уверенными...
* * *
— Ленин посадил на пароход и отправил прочь интеллигенцию. Сделать бы то же с чиновниками. Одна беда — в отличие от интеллигенции их нигде не примут.
* * *
— Слушая бесконечные призывы с трибуны о том, кем должен быть и как должен вести, чувствуешь себя вечным должником.
* * *
— Сколько чиновника не корми, все равно в твой карман смотрит.
* * *
— Чиновники от детей отличаются тем, что дети на головах стоят, а чиновники сидят, у них мозг расположен в седалище.
Раневская спрашивает Марецкую:
— Что там в графине на трибуне?
— А я откуда знаю? Я ни разу не пила.
— Ты бы попробовала, вдруг не вода?
Это была заготовленная шутка актеров — в графин и впрямь налили водку. Но до Марецкой содержимое не дошло, один из выступавших до нее так «приложился» к графину, что его с трудом оторвали от трибуны.
Раневская смеялась над подругой:
— Я же тебе говорила: попробуй.
* * *
Весьма упитанный чиновник с трудом поднялся на трибуну. Раневская не удержалась от комментария:
— Откормили, однако, слугу народа...
* * *
На стенде вывешен очередной запретительный приказ. Все читают, ворчат, Раневская фыркает:
— Иную бумажку пробить головой трудней, чем стену.
О чиновнике:
— У него точка сидения и точка зрения одно и то же.
* * *
— Размер взятки чиновнику зависит от размера его седалища.