Валентина Талызина. Последняя мизансцена
Мизансцена (от фр. mise en scène размещение на сцене) — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля или в постановке вообще. Назначение мизансцены через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.
У Фаины Георгиевны был трудный характер. Она очень часто была недовольна. Недовольна жизнью, партнерами, режиссером. На репетициях «Дядюшкиного сна» режиссер спектакля Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф как-то сглаживала эти углы, что получалось далеко не всегда. Короче говоря, там были такие подспудные, тяжелые, трудные отношения, о которых я тогда не знала. Хотя потом, после всех этих репетиций, Ирина Сергеевна даже слегла в больницу. Вот так это было.
Фаина Георгиевна часто говорила: «Ирочка, я на это не согласна. Ирочка, это мне не нравится. Ирочка, я этого делать не буду». Ирина Сергеевна страдала. Потом Фаина Георгиевна подходила к ней: «Все, Ирочка, обещаю, что слово "не согласна" я говорить больше не буду».
И вот мы репетировали этот спектакль. И он уже пошел на выпуск. Делали самую последнюю мизансцену «Дядюшкиного сна». Представьте открытую сцену. На ней посередине висит задник, такой язык из черного бархата шириной в пять метров. Каждый артист должен был выходить к этому черному заднику, делать какую-то фигуру, позу и уходить. Последней должна была выйти Фаина Георгиевна. В ожидании своей очереди она спустилась в зал и села где-то в третьем ряду, недалеко от Ирины Сергеевны, которая сидела на своем режиссерском месте немного дальше.
И вот все пошли. Все было нормально до того момента, пока не появилась Варвара Сошальская — дивная актриса, красоты необыкновенной. До войны она работала в Ленинграде в театре Сергея Радлова. Варвара делала свою фигуру, а за ней должна была выходить Фаина Георгиевна.
Когда Сошальская вышла на сцену, то совершенно случайно наступила на этот задник, он порвался, образовалась дырка, и ее нога попала в эту дырку. А задник пошел вверх. Варвара, конечно, схватилась за него обеими руками и стала медленно подниматься.
Мальчик, нажавший кнопку, чтобы поднять задник, конечно, не видел этого. А мы все в ужасе застыли. У Варвары обе ноги обнажились, и она висела, как кукла. Это был ужас. Задник все поднимался. Те, кто был на сцене, стали орать. А Варвара крепко держалась руками, потому что это было единственное ее спасение.
Все актеры, массовка — выскочили на сцену и тоже орали. Девушка, второй режиссер, которая дает команду по радио спустить задник, была в шоке. Наконец она пришла в себя, сказала, у мальчика затряслись руки, когда он это все увидел. Короче, нажал он эту кнопку, и задник стал постепенно спускаться. Когда Варвара достигла пола, она тут же упала в обморок, и ее понесли за кулисы.
Фаина Георгиевна Раневская все это смотрела из зала, с третьего ряда, потом повернулась к Ирине Сергеевне и сказала:
— Ирочка, я на эту мизансцену не согласна!