Сергей Орлов. Фаина Раневская в кино. Фильмография по периодам

Необходимое предисловие

Давно уже стало хорошим тоном говорить о несчастной судьбе Фаины Раневской в кино. Якобы и ролей-то не было, и фильмов — по пальцам пересчитать. Но тогда возникает справедливый вопрос — откуда же взялись всенародная слава и любовь? Ведь посещать спектакли с ее участием могли далеко не все граждане СССР, а советское телевидение в ту пору еще только-только начиналось. Остается кино. Да, именно кино сделало Раневскую популярной и знаменитой на бескрайних просторах Страны Советов. Именно кино дает нам возможность составить впечатление об актрисе сегодня. Данная фильмография является путеводителем по уникальному миру ролей, сыгранных Раневской в разные годы и в разных фильмах, многие из которых интересны сейчас только благодаря ее участию. Забудьте обо всем, что вы слышали о ней ранее или узнали из источников, достоверность которых оставляет желать лучшего. Предлагаю вам самим попытаться разобраться в явлении, имя которому — Раневская. Приятных вам кинооткрытий.

1-й, или довоенный, период 1934—1941

Период, в течение которого Раневская превратилась из никому не известной провинциальной актрисы в первостепенную кинозвезду всего СССР. Период довольно неровный, но интересный. Захватывает исторический момент — переход от немого кино к звуковому. Первая картина Раневской, «Пышка», еще была немой, но уже во второй, «Думе про казака Голоту», мы слышим ее неповторимый голос (спасибо прогрессу!). Раневская очень много снималась в течение этого периода — в трех, а иногда и четырех фильмах в год! Наличествуют и экспериментальные картины («Ошибка инженера Кочина» — попытка создания детектива в условиях тоталитарного режима), и постановки отчетливо театральные («Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», по «Миргороду» Н.В. Гоголя). Фильм, сделавший Раневскую звездой, — «Подкидыш». Точнее, даже не столько фильм, сколько одна-единственная фраза, придуманная ею во время съемок. Тем не менее картина сама по себе удивительно хороша — великолепный актерский состав, незабываемые виды довоенной Москвы, да и сама атмосфера, не омраченная надвигающейся катастрофой. Несомненная вершина периода — «Мечта», которая, как по мнению большинства критиков, так и по мнению самой Раневской, является лучшей в ее творческой биографии. Нужно отметить, что роль хозяйки меблированных комнат Розы Скороход не была изначально центральной в фильме. Таковой ее сделала сама Раневская. К сожалению, в титрах это никак не отражено — первыми идут персонажи гораздо менее яркие. Завершает период фильм «Последний извозчик», съемки которого проходили в Киеве и который, к сожалению, не сохранился. Все, что осталось от него, — это несколько замечательных фотографий и воспоминания Раневской о съемках в нем.

1934. «Пышка»1
«Москинокомбинат»,2 Михаил Ромм3
Супруга господина Луазо

1937. «Дума про казака Голоту»
«Союздетфильм»,4 Игорь Савченко
Попадья

1939. «Человек в футляре»
«Советская Беларусь», Исидор Анненский
Жена инспектора гимназии

1939. «Ошибка инженера Кочина»
«Мосфильм», Александр Мачерет
Ида Гуревич, жена еврейского портного

1939. «Подкидыш»
«Мосфильм», Татьяна Лукашевич
Ляля, жена Мули

1940. «Любимая девушка»
«Мосфильм», Иван Пырьев
Мария Ивановна, родная тетя токаря-многостаночника В.С. Добрякова

1941. «Мечта»
«Мосфильм», Михаил Ромм
Роза Скороход, хозяйка меблированных комнат «Мечта»

1941. «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
«Союздетфильм», Андрей Кустов, Анисим Мазур
Горпина

1941. «Последний извозчик»
Киевская киностудия, Ханан Шмайн
Жена извозчика

2-й, или «ташкентский», период 1941—1943

Картины этого периода снимались во время войны, в эвакуации, куда в срочном порядке была отправлена отечественная киноиндустрия. Период короткий, но чрезвычайно важный. Открывает его фильм «Александр Пархоменко», в котором Раневская, бесспорно, сыграла свой самый знаменитый эпизод — кто не помнит эту даму с папиросой, сидящую за фортепиано и поющую сентиментальный романс? Режиссер Леонид Луков начинал снимать свой фильм еще до войны, в Киеве. Заканчивать пришлось уже в Ташкенте, где и была снята эпохальная сцена, вошедшая в анналы мирового киноискусства. Период завершает фильм с удивительной судьбой — «Родные берега», в котором у Раневской главная роль и ее имя (наконец-то!) лидирует в списке снимавшихся актеров. Фильм был запрещен к показу по идеологическим причинам и никогда на экраны не выходил. А между тем Раневская сыграла в нем одну из самых значительных своих киноролей. Пролежав на полке 65 лет, картина открыла проект «Неизвестная Раневская» и была показана на XXX Московском международном кинофестивале.
Не обошлось и без потерь (на войне как на войне!). По воспоминаниям актрисы, в 1942 году она снималась на Ташкентской киностудии в фильме «Подводное царство» у режиссера Александра Роу. Играла маленькую, но смешную роль секретарши. Мне удалось разыскать некоторую информацию, касающуюся этой доселе неизвестной работы Раневской. Оказывается, такая картина действительно была запущена в производство, правда, на киностудии «Союздетфильм», находившейся в ту пору в Сталинабаде (Душанбе). Называлась она «В подводном царстве» и представляла собой новеллу в составе боевого киносборника «Раскинулось море широко». К началу 1943 года работа над ней (впрочем, как и над всем киносборником) была приостановлена по распоряжению Комитета по делам кинематографии, а потраченные на производство 138 169 рублей 44 копейки списаны в убыток. В архивах сохранилось несколько фотографий Раневской в этой роли, глядя на которые остается признать, что блондинистая кокетка-секретарша из нее получилась хоть куда. К несомненным потерям стоит отнести также неучастие Раневской в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. Сейчас сложно говорить о причинах, по которым она не сыграла роль, изначально ей предназначенную, но факт остается фактом — в роли тетки царя снялась Серафима Бирман.

1942. «Александр Пархоменко»
Киевская и Ташкентская киностудии, Леонид Луков
Таперша в кабаке «Тихая пристань» (семейное положение неизвестно)

1943. «Новые похождения Швейка»
«Союздетфильм», Сталинабад, Сергей Юткевич
Вдова Адель Брожек, та самая тетка Иосифа Швейка, о которой он всегда вспоминал с нежностью

1943. «Родные берега», новелла . ««Три гвардейца»5
Ташкентская киностудия, Николай Садкович
Софья Ивановна, директор музея им. А.С. Пушкина

1943. «Сказка о царе Салтане»
«Союзмультфильм», Валентина и Зинаида Брумберг
Бабариха

3-й, или послевоенный, период 1944—1951

Период, в течение которого Раневская играла в основном мачех и врачей («Золушка», «У них есть Родина», «Небесный тихоход», «Александр Матросов»). По контрасту с этим «многообразием» стоит обратить внимание на образ американской миллионерши из «Встречи на Эльбе» — Раневская в этом фильме, как никогда, в своей стихии (в буквальном смысле этого слова). И хотя первая картина периода «Свадьба» снята еще до победного салюта, мы смело можем отнести ее к послевоенной поре — исход войны был предрешен, и атмосфера фильма совершенно иная, невоенная, да и снимался он фактически не на Тбилисской киностудии (как указано в титрах), а в Москве, куда все артисты к тому времени уже успели вернуться. Именно в этот, послевоенный период Раневская сыграла в двух наиболее популярных своих картинах — в «Золушке» и «Весне» (заметим, в один год!). И все-таки тема войны так или иначе проходит в большей части фильмов этого периода. Звучит она и в замечательной детской ленте «Слон и веревочка» (вспомним немецкую каску, в которой предприимчивые дети устроили кроватку для кукол, и папу, вернувшегося с фронта). За роль обманутой фюрером фрау из фильма «У них есть Родина» Раневской была присуждена Сталинская премия. К этому же периоду относится и сцена из спектакля Театра имени Моссовета «Шторм», снятая на пленку. Образ Маньки-спекулянтки из «Шторма» принадлежит к известнейшему из всего, что создала Раневская на сцене и на экране. После съемок в картине «У них есть Родина» наступил перерыв, длившийся практически десять лет, в течение которого актриса, находившаяся на пике творческой формы, не сыграла ни одной (!) новой роли в кино (не хотела сама или не снимали?). Лишь в 1958-м она вернулась в кинематограф и открыла новый, четвертый период своей кинобиографии.

1944. «Свадьба»
Тбилисская киностудия, Исидор Анненский
Настасья Тимофеевна, мать невесты

1945. «Небесный тихоход»
«Ленфильм», Семен Тимошенко
Профессор медицины

1945. «Слон и веревочка»
«Союздетфильм», Илья Фрэз
Бабушка Лидочки

1947. «Весна»
«Мосфильм», Григорий Александров
Маргарита Львовна, экономка

1947. «Золушка»
«Ленфильм», Надежда Кошеверова
Мачеха

1947. «Александр Матросов»
«Союздетфильм», Леонид Луков
Врач

1949. «Встреча на Эльбе»
«Мосфильм», Григорий Александров
Жена генерала, миссис Мак-Дермот

1949. «У них есть Родина»
К/ст. им. М. Горького, Александр Файнциммер, Владимир Легошин
Фрау Вурст

1951. «Шторм»
ОПФ, Елена Страдомская
Манька-спекулянтка

4-й, или «цветной», период 1958—1965

Самый яркий период. И вовсе не потому, что предыдущие были менее яркими, нет. Дело в том, что в этот период Фаина Георгиевна снялась во всех своих цветных картинах: «Девушка с гитарой», «Осторожно, бабушка!» и «Сегодня — новый аттракцион». «Фитили» № 25 и № 33 также были цветными. Абсолютная вершина периода — телефильм «Драма», в котором Раневская стала конгениальным соавтором Чехова. Образ писательницы Мурашкиной принадлежит к лучшему из всего, что создано актрисой. Не обошлось и без огорчительных неудач: картина «Осторожно, бабушка!» Надежды Кошеверовой является откровенно слабой, но вовсе не по вине Раневской, которая и здесь, как всегда, «на коне». Точнее, даже не на коне, а... на машине! Героиня Фаины Георгиевны довольно лихо разъезжает на собственном авто (актриса в жизни никогда не садилась за руль) и достаточно смело сравнивает балерину Уланову с курицей. Только благодаря участию Раневской картина вышла на первое место по сборам в 1961 году (40,3 млн). В великолепном фильме 1964-го «Легкая жизнь» Фаина Георгиевна вновь, как и в прежние годы (вспомним «Шторм»!), занялась спекуляцией. Но теперь, в отличие от периода военного коммунизма, в ход пошли товары более актуальные, например «крем для омоложения морщин». Любопытно отметить, что период открыла картина «Девушка с гитарой» Александра Файнциммера, а закончился он фильмом «Первый посетитель» Леонида Квинихидзе (сына Александра Файнциммера). В музыкальной комедии «Девушка с гитарой» Раневская создала некую вариацию прославленной Ляли из «Подкидыша» (место Мули занял Кузя в исполнении Михаила Жарова), а в историческом фильме «Первый посетитель» ей суждено было сыграть свою последнюю роль в кино. Отсюда, от образа дамы с собачкой, тянется ниточка к легендарной домоправительнице фрекен Бок, озвученной Раневской четыре года спустя в мультфильме о Карлсоне, который улетел, но обещал вернуться...

1958. «Девушка с гитарой»
«Мосфильм», Александр Файнциммер
Зоя Павловна, жена Свиристинского

1960. «Драма»
Центральная студия телевидения, Герман Ливанов
Мурашкина, 65 лет, начинающая писательница

1960. «Осторожно, бабушка!»
«Ленфильм», Надежда Кошеверова
Бабушка, Елена Тимофеевна

1964. «Легкая жизнь»
К/ст. им. М. Горького, Вениамин Дорман
Маргарита Ивановна, она же Королева Марго, спекулянтка

1964. «Фитиль № 25», сюжет. «Карты не врут»
К/ст. им. М. Горького, Владимир Рапопорт
Гадалка

1965. «Сегодня — новый аттракцион»
«Ленфильм», Надежда Кошеверова
Ада Константиновна, директор цирка

1965. «Фитиль № 33», сюжет. «Не поеду»
К/ст. им. М. Горького, Владимир Рапопорт
Гражданка Пискунова

1965. «Первый посетитель»
«Ленфильм», Леонид Квинихидзе
Дама с собачкой

1970. «Карлсон вернулся»
«Союзмультфильм», Борис Степанцев
Фрекен Бок, домоправительница

Примечания

1. Здесь и далее указан год производства фильма, который зачастую отличается от года выпуска на экран.

2. Одно из первых названий «Мосфильма» (до 1935 года).

3. Здесь и далее указаны режиссер / режиссеры фильма.

4. Название Киностудии им. М. Горького до 1948 года.

5. Здесь и далее даны курсивом фильмы, вышедшие в рамках проекта «Неизвестная Раневская».

Главная Ресурсы Обратная связь

© 2024 Фаина Раневская.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.