Мечте навстречу
На главной аллее старого таганрогского парка, в галерее выдающихся граждан, родившихся или проживавших в этом городе, висит портрет Фаины Георгиевны Раневской, народной артистки Советского Союза.
Здесь, в тихом степном городке, 27 августа 1896 года родилась будущая актриса.
В то время Таганрог, по свидетельству современника, был «типичный провинциальный городишка с яркими чертами запустения, тишины, апатии ко всему, что выходило за пределы обывательских интересов его жителей».
Не более лестную характеристику дал родному городу Антон Павлович Чехов в письме к другу, побывав дома в 1901 году:
Фаина Раневская
«Грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Настоящая Азия. 60 тысяч жителей занимаются только тем, что едят, спят и плодятся... Нигде ни газет, ни книг...»
Но был в этом городе театр. Немалую роль суждено было ему сыграть в том, что в девочке зародилась ненависть к сытой растительной жизни, вылившаяся в потребность вырваться из мещанского мирка, рассказать людям, как плохо они живут.
Воображение девочки-подростка привлекали шедшие на сцене театра пьесы великого земляка, в которых, как и в его рассказах, повестях, узнавались люди родного города, их быт, нравы.
Сидя на галерке театра — уютного особенно с яркими светящимися шарами над входом, построенного на средства горожан (сюда некогда забирался, прячась от гимназического начальства, будущий автор этих пьес), она уносилась мечтами в мир людей одухотворенных, стремящихся сделать жизнь интересной, красивой, осмысленной.
Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская
...Раневской не было еще девяти лет, когда пришла весть о смерти великого писателя. Имя это было ей еще незнакомо, но случайно увидев, как мать плачет над газетой, где из траурной рамки на нее глядело печальное и доброе лицо Чехова, она захотела узнать, о ком печалится мама.
«Мне попалась на глаза «Скучная история», — вспоминает Фаина Георгиевна много лет спустя, — и на этом кончилось мое детство».
Первая прочитанная впечатлительной девочкой чеховская повесть произвела переворот в ее душе. Она внушала ненависть к умственной лени и веру в высокое назначение человека, заставив Раневскую рано задуматься над сложностью жизни и искать свое к ней отношение. С годами все больше понимает девушка, как близок ей Чехов с его большой и грустной любовью к человеку, неукротимым юмором, лиризмом, мягкой, а порой и гневной иронией. И именно Чехов способствовал зарождению, ставшего непреодолимым, стремления к театру.
Уже будучи известной артисткой, Раневская называет Чехова «своим первым и вечным учителем». «Чехов, — пишет она, — научил меня видеть прекрасное... ненавидеть пошлость, равнодушие, тунеядство. Играть в его пьесах для меня ни с чем не сравнимое наслаждение...»