Университеты актрисы
По окончании гимназии, поняв, что от мечты о служении искусству ей не уйти, Раневская, вопреки настойчивым протестам родителей, тайком покидает отчий дом и беспечную жизнь и отправляется на поиски своей «синей птицы».
К первым «университетам» актриса относит спектакли Художественного театра, в который она устремилась, едва ступив на московскую землю.
Первый же спектакль МХТовцев — чеховский «Вишневый сад» с участием К.С. Станиславского, О.Л. Книппер-Чеховой, И, М. Москвина — вызвал у нее, как вспоминает Раневская, «одно из сильнейших потрясений...» (из письма автору).
Неповторимое искусство МХТ волнует будущую актрису своей глубокой искренностью, жизненной правдой, эмоциональной насыщенностью, выразительной игрой актеров в каждом, самом крошечном эпизоде, в каждой паузе. Оно открывает перед ней новый, незнакомый ей мир. Ее захватывает в мастерстве молодых художников то, что она позже назовет «движениями души», передаваемыми глазами, голосом, скупыми, но выразительными, филигранно отработанными жестами.
Худощавая, высокая, рыжеватая девушка с крупными чертами лица и низким грудным голосом, с необыкновенно выразительными глазами не очень привлекала интерес «метров», к которым она обращалась с простодушно высказываемым желанием стать артисткой.
Попытки попасть в один из московских театров оказались безуспешными. Экзаменуясь, Раневская от волнения сильно заикалась. «Метры» признали ее профессионально непригодной.
Раневской удается устроиться на выходные роли в летнем театре подмосковного дачного поселка Малаховка «с окладом содержания 20 рублей в месяц».
...Шел 1916 год. Тяжелое время переживал тогда российский театр, не успевший еще оправиться после поражения революции 1905 года, послереволюционных лет реакции и полицейского гнета. Война, поражения на фронтах, колоссальные людские потери, развал хозяйства — все это губительно сказалось на художественной жизни страны. Театр в Малаховке, где играли во время летних вакаций ведущие артисты театров Москвы и Петрограда, был одним из очагов, где в короткие месяцы летнего сезона теплилась творческая жизнь и создавалось подлинное реалистическое искусство. Вступление в этот круг театральной культуры было большой удачей. Здесь девушка-провинциалка делала первые шаги на сцене, не имея ни опыта, ни средств к существованию, — всего того, что было необходимо, чтобы начинать трудный путь в искусстве.
Проба к фильму «Александр Пархоменко»
Творческую атмосферу Малаховского театра создавали такие мастера, как М.М. Блюменталь-Тамарина, О.О. Садовская, Н.М. Радин, С.А. Головин, М.Ф. Ленин, Б.И. Никольский, И.Н. Певцов, О.А. Правдин и другие. Находиться возле них, жить повседневно высоким творческим духом, царящим на сцене и за кулисами, — тоже значило проходить школу актерского мастерства.
Однако юная статистка мечтает о самостоятельном творчестве. И обстоятельства благоприятствуют ее устремлениям. По окончании сезона она уезжает в провинцию, где после Октября, вопреки огромным трудностям, связанным с гражданской войной, с отсутствием новой драматургии, профессиональных кадров, развивается, завоевывает право на жизнь искусство театра, отныне ставшее достоянием народных масс.
То были и трудные, и счастливые годы становления театра, впервые адресующего свое искусство новому зрителю. Перед театром открывались широчайшие горизонты. Вполне естественно, что в это героическое время Раневская среди тех, кто идет в рабочие, красноармейские клубы, помогает своим искусством создавать новый театр.
Начало 20-х годов — Раневская в труппе вновь созданного в Крыму Первого Советского театра. С сезона 1928—1929 годов она — актриса Рабочего театра в Баку.
В годы скитаний по городам обширной театральной периферии, где, как грибы после дождя, возникают театральные коллективы, Раневская имеет возможность много играть. Ее принимает, ей горячо аплодирует зритель Архангельска и Симферополя, Смоленска и Севастополя, Хабаровска и Владивостока, Казани, Керчи и Ялты, Харькова и Одессы... Она выступает в пьесах Л. Толстого, Чехова, Гоголя, А. Островского, Тургенева, приобщается к драматургии Шекспира, Шиллера. Она меняет города и театры, в которых еще слишком часто сталкивается с рутиной, дешевой театральщиной, непрофессиональной режиссурой.
Как-то в телевизионном интервью, вспоминая эти насыщенные исканиями, озарениями и разочарованиями годы, Фаина Георгиевна, со свойственной ей иронической усмешкой, на вопрос, что толкало ее к утомительной кочевой жизни, отвечала:
— Я искала настоящее святое искусство.
— И, наконец, нашли? — спросила ее собеседница Н. Крымова.
— Да.
— Где?
— В Третьяковской галерее, — ответила актриса с лукавой улыбкой.
В театральной провинции нередко встречались талантливые актеры, самоотверженно служившие искусству и помогавшие актерской молодежи расти. Одной из них была Павла Леонтьевна Вульф, известная драматическая актриса и педагог. Она помогла начинающей артистке поступить в Малаховский театр, впоследствии став ее многолетней наставницей и партнершей.