С. Кузина. «Фаина Раневская. Почему все дуры такие женщины»
Обычно про актрис критики пишут так: «Она так владеет даром перевоплощения, что ей одинаково доступны сатирические и драматические роли». Но это умеют делать многие профессиональные актеры. Талант же Раневской выходил далеко за рамки заурядного профессионализма. Ее называли актрисой-клоуном, актрисой для трагедии и даже «гранд-кокет» («la grande coquette» в переводе с французского — соблазнительница, большая кокетка). «Героини Раневской — злодейки, ханжи, чудачки — эмоциональны до ясной откровенности, — писал известный кинокритик Андрей Зоркий.? Всегда понятно, что они чувствуют, и в переживании не наступает тягостных пауз. Сорок раз они вам скажут: вот горе — так горе, вот спесивость — так спесивость, вот ханжество — так ханжество, вот доброта — так доброта. Такова гамма актерского таланта Раневской, ее единственный, неповторимый мир».
Однажды к юбилею актрисы Центральное телевидение собралось подготовить передачу и попросило Фаину Георгиевну помочь в определении отрывков из ее фильмов, которые непременно должны были войти в передачу, показав все грани ее таланта. Раневская составила список: «Обязательно:
1. «Шторм» полностью.
2. «Первый посетитель».
3. «Дума про казака Голоту».
4. «Таперша» Пархоменко.
5. «Слон и веревочка».
6. «Подкидыш»: «труба» и «газировка».
7. «Мечта»: тюрьма и с Адой Войцик.
8. «Матросов» или «Небесный тихоход».
9. Фрау Вурст — «У них есть Родина».
10. «Весна».
11. Гадалка — «Карты не врут».
12. «Свадьба»: «приданое пустяшное».
13. «Человек в футляре»: «рояль».
14. «Драма».
15. «Золушка».
Вот сколько ролей она сыграла! И каждая — определенный типаж, который надо или изучить, или самой прожить. В этой книге мы вместе со специалистами попытались изучить роли Раневской с точки зрения психологии. И выяснилось, что существует всего пять основных типов женщин в зависимости от их характера и поведения: мать, хищница, украшение, друг и деловая. Но у Фаины Григорьевны таких типов — десятки! А, значит, любая женщина может увидеть в Раневской саму себя. И попробовать измениться. Или, может быть, просто стать немного лучше.
Содержание
Вступление. «При всей любви — неприкосновенность»
Последние дни
Из разговоров Раневской