|
|
Е.А. Мишаненкова. «Я — Фаина Раневская»
Раневская — это эпоха! Язвительный философ с цигаркой в зубах. Каждое высказывание — скандал и эпатаж. Что за жизнь прожила та, которой злопыхатели приписывают роман с Анной Ахматовой и Меркурьевым, ссоры с режиссерами, самый тяжелый характер среди артистов и тотальное одиночество?
Содержание
- Раневская в отличие от большинства других знаменитых людей не оставила мемуаров
- Фаина Георгиевна Раневская родилась в Таганроге в 1896 году в семье Гирша Хаимовича и Милки Рафаиловны Фельдман
- Детство Фаины не было счастливым
- В гимназии Фаина проучилась недолго — вскоре ее исключили за плохую успеваемость. Хотя может быть родители и сами ее оттуда забрали
- Театром, игрой на сцене, актерством Фаина Раневская «заболела» еще в раннем детстве
- Склонность страстно влюбляться в людей вне зависимости от того, реальные ли они, выдуманные или вообще умерли много лет назад, Раневская унаследовала от матери
- «Любила, восхищаюсь Ахматовой. Стихи ее смолоду вошли в состав моей крови», — писала Раневская в дневнике
- В 1910 году Фаина познакомилась со знаменитой актрисой Алисой Коонен
- В 1913 году молоденькая Фаина Фельдман сделала первую попытку покорить Москву
- Но после первой неудачи Фаина не пала духом, наоборот, ее решимость стать актрисой только укрепилась
- В 1915 году Москва вновь встретила Фаину неласково. Но на этот раз ей помог случай — судьбоносная встреча с Екатериной Васильевной Гельцер
- С Екатериной Гельцер Фаина сдружилась сразу
- Оказавшись в Москве, Фаина искренне наслаждалась жизнью и все свое время посвящала театру
- В том же 1915 году Раневская познакомилась с Мариной Цветаевой
- Первую приличную работу в Москве Раневской нашла все та же Екатерина Гельцер — она порекомендовала ее в Летний театр в Малаховке
- Но самым важным событием «малаховского сезона» для Фаины Раневской стало знакомство с Илларионом Николаевичем Певцовым
- В Малаховке Раневской посчастливилось познакомиться с великой русской театральной актрисой Ольгой Осиповной Садовской
- Но в малаховском Летнем театре Раневская отыграла лишь один сезон, после чего ей пришлось уехать из Москвы
- После закрытия антрепризы Лавровской начался один из самых трудных периодов в жизни Раневской — долгие скитания по городам Крыма в попытках не умереть с голоду
- В октябре 1917 года власть вновь сменилась, у руля Советской России встали большевики, и сразу после этого вся семья Фаины Раневской эмигрировала за границу
- В 1918 году в Ростове-на-Дону Фаина Раневская познакомилась с Павлой Леонтьевной Вульф
- Вскоре театр уехал в Крым, а вместе с ним поехала и Фаина Раневская, которой Павла Вульф предложила пожить у нее
- В симферопольском театре Фаина Фельдман стала Фаиной Раневской
- В голодном разоренном Симферополе Фаина Раневская и Павла Вульф сумели выжить во многом благодаря Максимилиану Волошину
- Раневская умела из любых, даже самых тяжелых и неприятных событий в своей жизни извлекать уроки, которые потом помогали ей при создании новых ролей
- В конце 20-х годов в Ленинграде Раневская познакомилась с Самуилом Яковлевичем Маршаком
- Однажды Самуил Маршак, спросил Раневскую, какое первое стихотворение она запомнила в детстве
- В Симферополе Раневская познакомилась и быстро подружилась с Константином Треневым
- В 1925 году Раневская отправилась в столицу Азербайджана — ее пригласили в Бакинский театр для участия в спектакле «Пугачевщина»
- Верила ли Раневская в социалистические идеалы?
- Во второй половине 20-х годов Раневская немало поездила по стране, играя в театрах Баку, Смоленска, Гомеля, Архангельска, Сталинграда
- В театре Сталинграда Раневская начала сама сочинять для себя роли
- Долгий вояж по провинциальным театрам завершился для Фаины Раневской летом 1931 года, когда она вернулась в Москву и поступила в театр МОНО (Московского отдела народного образования)
- Первой ролью Раневской в Камерном театре была роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» по пьесе советского драматурга Н. Кулиша
- Когда начали репетиции «Патетической сонаты», выяснилось, что Раневская боится высоты
- В Камерном театре Раневская не сыграла больше ни одной роли и весной 1933 года ушла в Центральный театр Красной армии
- К Александру Яковлевичу Таирову Раневская испытывала особые чувства. Ни одного режиссера она никогда больше не уважала так сильно, как уважала его
- В Театре Красной армии, куда Раневская перешла в 1933 году, ей наконец-то дали главную роль, и не в каком-нибудь проходном спектакле, а в знаменитой пьесе Горького «Васса Железнова»
- В Театре Красной армии Раневская проработала до 1938 года. За это время она получила звание Заслуженной артистки, а главное — стала по-настоящему знаменитой
- В 1938 году Раневскую пригласили перейти в Малый театр, режиссер которого даже обещал невероятное — ставить пьесы конкретно под нее
- Покинув Центральный театр Красной армии, Раневская больше чем на год осталась без работы
- В кино Раневскую привел молодой и тогда еще неизвестный режиссер Михаил Ромм
- Несмотря на то, что работа в кино очень сильно отличалась от работы в театре, Раневская быстро освоилась перед камерой и в первом же своем фильме выглядела органичнее всех остальных актеров
- В 1937 году режиссер Игорь Савченко пригласил Раневскую на небольшую роль в фильме «Дума про казака Голоту»
- В августе 1938 года умер Константин Сергеевич Станиславский. Для Фаины Раневской это было страшное потрясение
- В 1939 году Фаина Раневская снялась в двух фильмах — «Человек в футляре» и «Ошибка инженера Кочина»
- В 1940 году на экраны вышел фильм «Подкидыш», и на Раневскую обрушилась настоящая слава
- Раневская говорила, что профессия актера сродни профессии учителя. Эта мысль пришла ей в голову во время съемок «Подкидыша»
- Свою самую любимую и возможно лучшую роль Фаина Раневская сыграла вновь у Михаила Ромма — в фильме «Мечта»
- На роль Розы Скороход Раневскую пригласил лично Михаил Ромм, несмотря на возражения автора сценария Евгения Габриловича
- Роль Розы Скороход в «Мечте» принесла Раневской известность далеко за пределами Советского Союза
- Михаил Ромм и Фаина Раневская дружили всю жизнь
- Михаил Ромм взял с Раневской слово, что она никогда не будет смотреть его фильм «Обыкновенный фашизм»
- В 1940 году в Москву из эмиграции вернулась Марина Цветаева
- В ноябре 1941 года, когда немцы приближались к Москве, Раневская была эвакуирована в Ташкент вместе с семьей Павлы Вульф
- В 1942 году Сергей Эйзенштейн пригласил Раневскую в свой знаменитый фильм «Иван Грозный» на роль Евфросиньи Старицкой
- В эвакуации Фаина Раневская снялась в нескольких фильмах, но к сожалению ни один из них и близко не дотягивал до «Ивана Грозного»
- Дмитрий Шостакович подарил Раневской фото с надписью: «Фаине Раневской — самому искусству»
- В ноябре 1941 года из осажденного Ленинграда в Ташкент эвакуировалась Анна Ахматова
- За то время, что они провели в Ташкенте, Фаина Раневская и Анна Ахматова стали очень близкими подругами
- Весной 1943 года Раневская вернулась в Москву. Ехать было еще опасно, но она отчаянно нуждалась в деньгах и торопилась найти работу
- Вскоре после окончания войны Фаина Раневская приехала в Тбилиси, где познакомилась с маршалом Федором Ивановичем Толбухиным
- Среди людей, к которым Раневская питала искреннюю дружбу, была Елена Булгакова, вдова Михаила Булгакова
- После Ташкента Раневская вернулась в Москву, а Ахматова — в Ленинград. Казалось бы, их пути разошлись. Но их дружбе это не помешало
- Раневская обожала Василия Качалова и, встретив его впервые на улице, даже упала в обморок
- В 1946 году Фаина Раневская оказалась в Кремлевской больнице. Врачи подозревали, что у нее злокачественная опухоль
- В том же 1946 году, вернувшись из больницы, Раневская решила написать автобиографию
- Стать актрисой МХАТа, о чем она всегда мечтала, Раневской помешали излишняя восторженность и невероятная рассеянность
- Афоризмы Раневской уже при ее жизни повторяла вся московская богема — каждую ее меткую фразу тут же подхватывали, и через несколько дней та становилась известна всей столице
- Раневская очень боялась, что ей предложат сотрудничать с «органами»
- Дружила Раневская и с Леонидом Осиповичем Утесовым
- Поскольку сама Раневская не оставила мемуаров, судят о ней в основном по сплетням, да по воспоминаниям людей ее знавших
- Знаменитый советский художник-карикатурист Борис Ефимов в своей книге «Десять десятилетий» писал: «Я дружил со многими выдающимися женщинами нашей страны и даже среди самых-самых Раневская занимает особое место, я бы сказал особую нишу»
- В 1946 году Фаину Раневскую пригласили на роль Мачехи в фильм Надежды Николаевны Кошеверовой «Золушка»
- «Золушка» стала одной из самых удачных картин с участием Раневской
- «Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным»
- Еще одним важным творческим проектом для Раневской в 1946 году стал фильм Григория Александрова «Весна»
- Раневская не любила мемуары и обычно относилась к ним крайне отрицательно. Но в написании одного сборника воспоминаний она все же поучаствовала — книги «Осип Наумович Абдулов. Статьи. Воспоминания»
- Был в жизни Раневской человек, к которому она испытывала особенные чувства. Не любовь, не дружбу, а что-то еще более сильное. Может быть родство душ?
- В 1943 году, едва Раневская вернулась в Москву из Ташкента, ей позвонил Николай Павлович Охлопков, возглавлявший Театр драмы (сейчас Театр имени Маяковского), и сказал, что хочет пригласить ее на главную роль в спектакль по рассказу Чехова «Беззащитное существо»
- Самой яркой ролью Раневской в Театре драмы стала Верди в пьесе американской писательницы-коммунистки Лиллиан Хелман «Лисички»
- В 1949 году неожиданно скончался Толбухин. Это стало для Раневской страшным ударом
- В 1949 году Раневскую пригласили в Театр имени Моссовета
- В конце 40-х — начале 50-х гг. карьера Раневской складывалась очень удачно как в театре, так и в кино. Казалось, что наконец-то ее все оценили по достоинству
- Третья роль Раневской в Театре имени Моссовета премий ей не принесла, но зато принесла новый виток славы
- В 1954 году исполнилась давняя мечта Раневской — она сыграла роль Анны Сомовой в спектакле по пьесе Горького «Сомов и другие»
- Раневская покинула Театр имени Моссовета на восемь лет — с 1955 по 1963 год она работала в Театре имени А.С. Пушкина
- В 1956 году Раневская смогла съездить в Румынию и встретиться с матерью, которую не видела много лет
- В 1960 году из Турции на родину вернулась овдовевшая сестра Раневской, Изабелла Георгиевна Аллен
- В 1958 году в Театре имени А.С. Пушкина поставили новый спектакль — «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Альвареса Касоны
- В Театре имени Пушкина повторилось то же, что и в предыдущих театрах, где работала Раневская — несмотря на всю ее популярность, скоро ей перестали давать роли
- В 1960 году Раневская написала в дневнике: «Снимаюсь в ерунде...»
- Дружба Фаины Раневской и Павлы Вульф продолжалась до конца жизни Павлы Леонтьевны, да и после ее смерти в 1961 году Раневская ежедневно о ней вспоминала
- В 1963 году Раневская вернулась в Театр имени Моссовета
- В 1966 году в Театре имени Моссовета была поставлена пьеса американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» с Раневской в главной роли
- Сама Раневская говорила, что пьесу «Странная миссис Сэвидж» она «пробивала» пять лет
- Роль миссис Сэвидж Раневская сыграла около ста раз. Этот спектакль стал одним из ее главных театральных успехов
- В 1972 году умерла Ирина Вульф
- Пожалуй, ни с кем больше у Раневской не было таких странных отношений, как с Юрием Завадским
- Особенности конфликта между Раневской и Завадским лучше всего видны в одном эпизоде, произошедшем во время гастролей
- У Раневской часто менялись домработницы
- Раневская высоко ценила талантливых людей и в особенности конечно талантливых артистов
- Среди моссоветовской молодежи Раневская особенно выделяла Марину Неелову
- Раневская славилась своим юмором, но бывало, что разыгрывали и ее, как например в случае с Брониславой Захаровой
- Последние несколько лет одиночество Раневской скрашивал Мальчик — бездомная дворняжка, которого ей когда-то принесли больного с перебитой лапой
- Одним из последних друзей Раневской стала певица Елена Камбурова
- Раневская не любила свои юбилеи и старалась их не праздновать
- В 1969 году Анатолием Эфросом был поставлен спектакль «Дальше — тишина» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом в главных ролях
- В 1980 году в Театре имени Моссовета был поставлен последний спектакль с Раневской — «Правда — хорошо, а счастье — лучше» по Островскому
- Фаина Георгиевна Раневская умерла 19 июля 1984 года
|
|
|